Минпроторг и Ростехрегулирование – запутались в функциях

Примерно через месяц Рабочая группа по вопросам оптимизации структуры и функций федеральных органов исполнительной власти, образованная при правительстве РФ, должна закончить подготовку предложений по повышению эффективности работы министерств и ведомств. В приоритете – Министерство промышленности и торговли, а также Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), находящееся в подчинении министерства. На сегодняшний день, именно данные структуры отвечают за реформу технического регулирования, которая после затянувшегося старта, не без участия главы государства, обретает нужный темп развития.

Рабочая группа отметила, что функции Минпромторга и подчиненного ему агентства перепутаны, в итоге, успешная реализация программы выглядит, по меньшей мере, проблематично. Так, согласно законодательству, ответственность за принятие технических регламентов возложена непосредственно на министерство, а вот полномочия в информационной, координационной части, и некоторых прочих направлениях, находятся в ведении Ростехрегулирования.

Такая ситуация сложилась по причине того, что на первоначальном этапе агентство официально признавалось наследником Госстандарта. А вот у современного Ростехрегулирования во многом иные задачи. Именно поэтому рабочая группа и предлагает провести ряд мер по упорядочиванию функций.

В частности - функции, которые относятся к обязательным требованиям, включая техрегламенты, передать Министерству промышленности. Однако, эта идея встречает непонимание у представителей Ростехрегулирования. Основной контраргумент: «Эта функция давно уже наша, пусть так останется».

Рабочей группой был отмечен и еще один факт – в свое время Ростехрегулирование создавалось для оказания услуг и управления государственным имуществом в сферах стандартизации и обеспечения единства измерений, но в течение 6 лет дополнительно агентство получило ряд полномочий контрольно-разрешительных и согласовательных. В том, что они жизненно необходимы, специалисты сомневаются.

Так агентство занимается лицензированием деятельности по производству и ремонту средств измерений. Хотя они, согласно Закону «Об обеспечении единства измерений», в принципе, подлежат поверке. И тут же, параллельно, Ростехрегулирование осуществляет и саму проверку (при чем – опять же по закону). В наборе полномочий агентства также находится аккредитация испытательных лабораторий и органов по сертификации (центров сертификации). Выделение данного направления из-под контроля ведомства не вызывает больших возражений практически ни у кого.

Разногласия кроются в деталях. У защитников конкуренции в активе уже согласованный с ведомствами и прошедший публичное обсуждение проект документа - закон об аккредитации. Данным законопроектом предусматривается минимально необходимое регулирование рынка по законодательно установленным и равным для всех требованиям и процедурам.

Те, кто представляет интересы Ростехрегулирования, предлагают другое - противоречивый внутренне механизм делегированного саморегулирования. При этом обязательные требования и процедуры допуска на рынок лабораторий и органов по сертификации будет устанавливать единственная уполномоченная организация, представляющая интересы ее участников, без контроля правительства. Не редко такая схема сразу повышает цену входа на рынок.

12.05.2010