Новые стандарты ИСО на сейсмостойкие подъемные краны и морские эвакуационные системы

Башенные подъемные краны, возвышающиеся над крышами домов, давно уже стали привычным атрибутом городских пейзажей. Но кто может гарантировать их безопасность во время землетрясения? В качестве положительного ответа на данный вопрос специалисты Международной организации по стандартизации (ИСО) подготовили новый добровольный стандарт для кранов, используемых в сейсмически активных регионах.

Документ, получивший название ИСО 11031:2016 «Краны - Принципы противосейсмического проектирования», был разработан по просьбе Японии и предназначен для расчета сейсмических нагрузок. В нем также изложены принципы проектирования для сейсмически устойчивых кранов и грузоподъемных устройств, используемых в сейсмически активных регионах.

Чтобы убедиться в безопасности крана, разработчики рекомендуют в первую очередь рассчитывать сейсмические нагрузки, которые покажут, как будет реагировать на физическое воздействие в диапазоне: от умеренных до сильных землетрясений. Можно также использовать предельные состояния конструкции, представленные в двух формах: ограниченной и предельной работоспособности.

Состояние ограниченного функционирования гарантирует, что кран сможет выдерживать воздействие движения грунтов, вызванное умеренным землетрясением, на протяжении всего своего эксплуатационного срока. Предельное состояние работоспособности требует, чтобы структура крана оставалась невредимой даже при движении грунтов во время сильных землетрясений, чтобы подвешенный груз или любая другая часть крана не могли упасть и нанести вред здоровью операторов, работников и других людей.

Любая оценка проводится с учетом региональных сейсмических условий, состояния поверхности грунта в местах дислокации крана и рисков, которые могут возникнуть в результате его сейсмического повреждения. Ожидается, что новый стандарт ИСО 11031:2016 не только увеличит доверие к отрасли, но и обеспечит ее общим техническим языком. Это позволит производителям, владельцам и пользователям техники четко понимать друг друга, независимо от местонахождения, что станет хорошим стимулом для глобальной торговли.

Еще один стандарт, подготовленный ИСО в сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК), направлен на морские эвакуационные системы, представляющие собой различные спасательные устройства, которыми оснащены практически все современные пассажирские суда. Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), все спасательные устройства и механизмы должны соответствовать требованиям Кодекса ЛСА, и проходить испытания с соблюдением рекомендаций Международной морской организации (ИМО).

Документ ИСО 16706:2016 «Суда и морские технологии - Морские эвакуационные системы - Расчеты нагрузки и испытания» определяет метод расчета статической нагрузки, применяющийся в процессе тестирования структурных креплений морских эвакуационных систем для судов. В нем также изложены определения и терминологические базы данных для использования в области стандартизации. Кроме того, добровольный стандарт обеспечивает безопасный спуск пассажиров и членов экипажа от посадочной станции к спасательному средству и устанавливает требования безопасности к плавучим платформам, устройствам сворачивания морских эвакуационных систем и различным структурным вложениям, включая блоки, крепления и прочие детали.

31.08.2016