Назад

Реформы в системе сертификации

Реформирование национальной системы аккредитации, законодательства в сфере технического регулирования происходит постоянно. Обновляются требования, как со стороны технических регламентов на продукцию, так и со стороны национального органа по аккредитации. Это необходимо для повышения качества продукции на рынке и уровня доверия к документам, подтверждающим соответствие безопасности продукции для потребителя.

Так можно ли считать, что продукция, прошедшая процедуру сертификации является безопасной? Казалось бы, вопрос странный, но он действительно возникает у потребителя, так как инциденты с фальсификатом, несоответствующим качеством продукции, с несуществующими испытательными лабораториями, недобросовестными органами по сертификации периодически возникают, что, несомненно подрывает доверие.

DSC_3921.JPG

Сейчас существует несколько основных проблем, с которыми приходится сталкиваться органам по сертификации:
  
• Некорректная техническая документация. Некоторые заявители и изготовители прилагают к своей продукции документы, оформленные с нарушениями или некорректным образом, что уже является предметом отказа в сертификации;
• При отрицательных результатах испытаний заявитель часто пытается вернуть деньги либо угрожает судом органу по сертификации/лаборатории, пытаясь воздействовать на экспертов и получить положительный результат;
• Некорректные требования тендеров и закупок. Часто органы по сертификации сталкиваются с требованиями заказчиков предъявить сертификат либо декларацию на продукцию, которая не подлежит обязательной оценке соответствия. В таком случае необходимо оспаривать тендер, но вместо этого заказчики требуют от аккредитованного лица оформления необходимых документов.
Но таких случаев уже гораздо меньше, благодаря развитию Федеральной государственной информационной системы ФГИС 2.0 Росаккредитации, с помощью которой контроль недобросовестных аккредитованных лиц стал проще.

Кроме того, нельзя не отметить положительные результаты от внедрения Приказа Министерства экономического развития №437 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами», которые оценивают сотрудники Росаккредитации. В основном речь идет о таких нарушениях:

1. Некорректные сроки подачи информации о выданных сертификатах, декларациях и протоколах испытаний.
2. Выявление двукратного и более роста количества, выданных сертификатов, деклараций и протоколов испытаний по сравнению с предшествующим периодом.
3. Выдача сертификатов в подозрительно сжатые сроки, в рамках которых невозможно соблюсти правила выполнения работ по сертификации. Речь идет об учете времени, необходимого для отбора образцов/проб, испытаний продукции, а также проведения анализа состояния производства.
После введения индикаторов риска число недобросовестных органов по сертификации значительно сократилось.
Помимо всего прочего, продолжается работа ФТС России по контролю ввозимой на территорию страны продукции иностранного производства. Как известно, в октябре 2018 года было подписано соглашение о взаимодействии ФТС России и Россаккредитации о сотрудничестве и борьбе против правонарушений в области оценки соответствия при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

DSC_3821.JPG

Из собственной практики отмечу, что заявители начали работать по такому документу как Решение Коллегии ЕЭК №294 «О порядке ввоза на таможенную территорию ТС, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС. Помимо информирования ОС и ИЛ, Таможенная служба стала уведомлять и разъяснять процедуры ввоза продукции/образцов и проб, что действительно стало для всех участников рынка необходимым условием. В целом схема ввоза стала более понятна заявителям, поэтому теперь не возникает разногласий по поводу способов растаможивания образцов для испытаний.

Также необходимо сказать об обновленном сервисе ФГИС 2.0 Росаккредитации: с одной стороны, система усложнила деятельность аккредитованных лиц, а с другой стороны, стала отличным инструментом для отслеживания правильности их работы, что положительно повлияло на рынок качественной продукции в целом. Например, в новом ФГИС 2.0 отменена пакетная выгрузка документов, что несомненно усложнило деятельность компаний, которые штамповали «сертификаты за час».

Теперь у каждого аккредитованного лица есть «электронное досье» в котором отражается не только общая информация и сведения о сотрудниках, но и статистика выданных СС/ДС, статистика взаимодействия с лабораториями и наоборот ИЛ с органами. Это позволяет оценить критерии риска, когда один из органов по сертификации выдает несколько документов в месяц, а затем резко начинает увеличивать объем работы, не привлекая дополнительного персонала. В таких случаях ФСА гораздо быстрее примет меры к недобросовестному лицу, что позволит избежать поступления на рынок продукции ненадлежащего качества.

Таким образом, благодаря огромной работе Федеральной службы по аккредитации по развитию системы ФГИС, ситуация с документами по подтверждению соответствия уже изменилась в лучшую сторону. Сертификация продукции становится для потребителя маркером безоговорочной безопасности и высокого уровня качества продукта.

DSC_3846.JPG

Пресс-центр компании СЕРКОНС.

10.04.2019

* Настоящим даю согласие на рассылку
 
Сообщите нам своё впечатление о работе компании или отдельного сотрудника: