Таможенный союз: не в радость, а в тягость?

Более двух с половиной месяцев прошло с момента начала действия кодекса Таможенного союза (ТС), в который входят Казахстан, Белоруссия и Россия, а количество проблем связанных с его существованием, как выяснилось – хоть отбавляй, что в значительной мере вредит развитию российской экономики. Самые острые вопросы связаны с пошлинами на нефть, импортом вина, иномарками и некоторыми продуктами питания, в т.ч. куриное мясо.

Иномарки. Первым проблемным вопросом стал ввоз подержанных иностранных автомобилей на территорию России. Дело в том, что импортные пошлины в Беларуси до 1 января 2010 года были существенно ниже, чем в России. Представители Москвы не раз выступали с заявлением, что будет препятствовать ввозу дешевых иномарок. В итоге было принято компромиссное решение - ФТС (Федеральная таможенная служба) дала разрешение на беспошлинный ввоз автомобилей, в случае, если они были завезены на территорию Белоруссию начиная с 1 января 2010 года, т.к. эти транспортные средства можно уже считать товарами союза, и поэтому таможенному оформлению они могут и не подлежать.

Обязательное условие импорта то, что импортируемый автомобиль должен отвечать требованиям стандарта «Евро-4». Этот стандарт регулирует наличие вредных веществ в выхлопных газах. Такие же требования стали предъявляться и к третьему участнику Таможенного союза, Казахстану, у которого также нет своей автомобильной промышленности, и поэтому пошлины были низкими.

Белорусские соседи оказались этому рады, и за первые полгода в Россию, с целью перепродажи, ввезли около 100 тысяч иномарок.

На практике, однако, оказалось не все так просто. По условиям, получается, что те машины, которые были растаможены в одной стране, в другую должны въезжать без дополнительных пошлин. Ведь уплачиваемая сумма на границе одного из государств должны быть по идее одинаковой. В итоге же, из Белоруссии стали попадать иномарки по более низкой стоимости. Выяснилось, что у наших соседей налог в 20% начисляется на разницу между закупочной и отпускной ценой. В России же – пошлина рассчитывается на полную стоимость машины. Специалисты говорят, что лазейка эта рано или поздно закроется, но вот сроков – не называют.

Куриные окорока. Появление ТС активизировало конфликтный вопрос России и США по поводу "курятины". Это связанно с обновленными российскими нормативами, запрещающими обработку куриного мяса хлорным раствором. Урегулировав спорные вопросы по поводу импорта птицы, поставщики обязались использовать новую технологию дезинфекции – без хлора. Однако на днях Г. Онищенко заявил о том, что обработанное хлором мясо птицы продолжает поступать в Россию через союзные государства под видом товара этих стран. Онищенко открыто не назвал, какая именно страна поставляет «курятину», но т.к. Казахстан импортирует в Россию только красное мясо, в принципе, ответить на этот вопрос совсем не трудно.

Вино. Из-за ввода новых правил оформления ввозимых товаров в рамках Таможенного союза, представители рынка, на собрании, посвященном этому вопросу, заявили о возможности исчезновения импортного алкоголя с прилавков магазинов в следующем году. Дело в том, что Роспотребнадзор издал список новых документов, для выдачи свидетельства о госрегистрации, многие из которых получить просто невозможно. Например: введение требования о предоставлении рецептуры импортируемой продукции, которая нередко является коммерческой тайной.

Нефть. Самым наболевшим вопросом в Таможенном союзе является спор о пошлинах на поставляемую в Белоруссию российскую нефть. Согласно межправительственному соглашению, в Минск поступает нефть по российским расценкам, только при условии, что она будет переработана и реализована внутри страны. А для того, чтобы предотвратить дальнейшую перепродажу ее на Запад, годовая квота устанавливается каждую осень, ориентируясь на энергобаланс Белоруссии. Такую процедуру планируется продолжать до принятия в рамках ТС режима единого экономического пространства. Однако президент Белоруссии Александр Лукашенко фактически предложил перечислять финансы от экспорта российской нефти в Европу в бюджет своей страны, спекулируя выходом из ТС, в случаи получения отказа РФ на его предложение. Однако эта угроза так и «повисла в воздухе».

Пресс-центр компании СЕРКОНС.

21.09.2010
Юлия Петрушенко
Руководитель PR-службы
8 (495)782-17-08 доб. 8077
8 (916)410-32-18
Татьяна Букина
Специалист по связям с общественностью
8 (495)782-17-08 доб. 8099
8 (916)872-71-80