Закон об аккредитации: Работа над ошибками.

С 1 июля 2014 г. вся сфера оценки соответствия и обеспечения единства измерений будет работать по новому документу. В конце прошлого года Президент РФ подписал Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». О том, какие изменения заложены в новый закон и что ждет участников рынка оценки соответствия, рассказывает заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Александр ЛИТВАК.

 

 — Александр Геннадьевич, прежде всего, кого касается закон об аккредитации?

 

— Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений, привлекаемых к мероприятиям по контролю, и других лиц в соответствии с отдельными законами. В частности, в сфере оценки соответствияуточняется, что к таким органам относятся: органы по сертификации, испытательные лаборатории, органы инспекции и применительно к целям закона провайдеры межлабораторных сличительных испытаний. Пять групп аккредитованных лиц выделяется в сфере обеспечения единства измерений.

 

— Какие новые требования и процедуры предусмотрены законом и что изменится в процедуре аккредитации?

 

— Закон и реформа системы аккредитации (помимо обеспечения международного признания аккредитации) направлены на установление единых и прозрачных правил аккредитации, которые, с одной стороны, позволят обеспечить должный уровень оценки заявителей, подтверждения их компетентности, а с другой, — упростить процедуру взаимодействия заявителей с органом по аккредитации. Например, при переходе на электронный формат взаимодействия. 

Что касается процедуры аккредитации, основные новшества закона связаны с появлением «работы над ошибками». Это процедура, позволяющая в установленные сроки исправлять замечания и недочеты, зафиксированные по результатам проверки документов заявителя или выездной проверки, без получения отказа в аккредитации. После 

исправления всех недочетов будет проведена повторная проверка документов заявителя. 

Еще одно новшество закона — четкая регламентация механизма оплаты работ по аккредитации. Применяемый сейчас механизм ограничен действующим законодательством. 

 

— Как будет работать новая схема? 

 

В законе дано четкое определение статуса экспертных организаций. Основная функция экспертной организации — обеспечение и логистика: заключение договора с заявителем (с органом, лабораторией, метрологической службой), соблюдение сроков исполнения данного договора, организация работы экспертной группы — экспертов по аккредитации и технических экспертов. То есть экспертам нужно вовремя приобрести билеты для командировки, проследить, чтобы они не нарушали внутренние процедуры. Ответственность за всю содержательную работу (за качество экспертизы и выездную оценку заявителя) несет эксперт и экспертная группа.

Очень важен в законе и механизм, когда эксперт по аккредитации прикрепляется к определенной экспертной организации. В соответствии с законом экспертная организация становится таковой, если в ее составе работает, как минимум, пять аттестованных экспертов по аккредитации, причем они должны быть штатными сотрудниками по основному месту работы. Кроме того, эксперты, не имеющие основным местом работы экспертную организацию, по согласованию «прикрепляются» к любой экспертной организации, через которую впоследствии выполняют экспертизы.

Законом также предусмотрен механизм расчета оплаты:методика оплаты будет утверждаться на уровне постановления Правительства РФ и в ней конкретно будет определен размер платы (от выплаченной заявителем суммы) эксперта и экспертной организации. Сейчас таких норм нет. Как результат, создается финансовая заинтересованность, 

стимул для эксперта работать качественно и дорожить своим статусом.

 

— Изменится ли сама процедура аккредитации?

 

— Процедура частично уточнена по сравнению с действующей, но в целом это те же два этапа: оценка документов, оценка на выезде и принятие решений по результатам этих двух оценок.

 

— Что изменится с точки зрения контроля за аккредитованными лицами?

 

— Одно из главных новшеств состоит в уходе от только бумажного аттестата аккредитации. После аккредитации сведения об аккредитованном лице вносятся в реестр: о его области аккредитации, о его местонахождении и т. д. Аккредитация становится бессрочной, но аккредитованное лицо должно периодически по определенной схеме подтверждать свою компетентность, как это предусмотрено международными стандартами: сначала в первый год с момента аккредитации, потом каждые два года с момента предыдущей оценки, но по несколько упрощенной схеме без оценки документов. Каждый пятый год идет полная оценка — такая же, как при аккредитации. То есть, несмотря на то, что аттестат аккредитации бессрочный, аккредитованное лицо с определенной периодичностью проверяется. Это так называемая уведомительная процедура подтверждения компетентности. Она заменит существующую сейчас процедуру инспекционного контроля. Уходит также плановый государственный контроль. Государственный контроль проводится только в форме внеплановых проверок в случае поступления жалоб на деятельность аккредитованных лиц, выявления со стороны Росаккредитации нарушений в деятельности аккредитованного лица в ходе подтверждения компетентности и по другим установленным законом основаниям. Это главные изменения в области контроля.

 

— Что будет представлять собой процедура подтверждения компетентности аккредитуемой организации?

 

— Собственно, процедура подтверждения компетентности проходит в заявительном порядке и в принципе аналогична процедуре аккредитации: формируется экспертная группа, в первый и третий годы осуществляется выездная оценка, а на пятый год добавляется оценка документов. После проверки может быть вынесено три решения. 

Первое: аккредитуемая организация соответствует всем критериям. В реестре делается отметка о том, что данная организация подтвердила свою компетентность и должна через два года в плановом порядке снова пройти подтверждение компетентности. Второй случай: были выявлены негрубые нарушения, не влекущие за собой приостановление аттестата аккредитации. Эти нарушения требуется устранить и направить в Росаккредитацию отчет об их устранении. И третий случай: в результате проверки были выявлены грубые нарушения в деятельности аккредитованного лица, которые могут стать причиной приостановления аттестата аккредитации. Тогда все дальнейшие мероприятия по взаимодействию с этим аккредитованным лицом осуществляются в рамках ФЗ-2941, который рассматривает такие грубые нарушения как основание для государственного внепланового контроля. Если замечания устранены и в Росаккредитацию направлен отчет об этом, сотрудники Росаккредитации в рамках государственного контроля осуществляют проверку. При положительном результате контроля аккредитованному лицу возвращается статус и делается соответствующая запись в Реестре аккредитованных лиц. При повторном нарушении аттестат аккредитации может быть прекращен. 

 

— Какие функции будет выполнять апелляционная комиссия?

 

— Апелляционная комиссия — новый институт, в явном виде у нас в законодательстве не присутствующий в части обжалования действий органов власти. Это орган досудебного обжалования, который будет рассматривать жалобы на решения, связанные с отказом в аккредитации, приостановлением аккредитации, прекращением аккредитации, то есть ключевые решения для аккредитованных лиц. В комиссию входят сотрудники Росаккредитации, Минэкономразвития России, отдельных профильных ведомств, осуществляющих функции контроля качества продукции на рынке, представители Общественного совета по аккредитации при Росаккредитации, представители общественных объединений и научных организаций.

 

— Что принципиально изменится в требованиях к аккредитованным лицам?

 

— Отмечу ключевую роль вопроса обеспечения признания результатов аккредитации. Закон в данной части основан на требованиях международных стандартов, и его реализация в перспективе должна стать основной для обеспечения полноправного членства национального органа по аккредитации в международных организациях. Исходя из этой задачи сейчас разрабатываются критерии аккредитации, будет утвержден перечень документов в области стандартизации, соблюдение которых обеспечивает соответствие критериям аккредитации, с включением в него стандартов ИСО/МЭК серии 17000.

В целом закон направлен на то, чтобы задать четкие и прозрачные правила, соблюдение которых позволит сделать работу на рынке для добросовестных организаций более комфортной, и будет постепенно вытеснять недобросовестных игроков, выравнивая условия конкуренции. В части требований к аккредитованным лицам ключевое изменение — это предоставление отчетности в Росаккредитацию. Суть его в том, что основное взаимодействие между участниками системы аккредитации будет проходить при помощи Федеральной государственной информационной системы Росаккредитации. Одна из основных ее функций — предоставление аккредитованными лицами отчетности. Законом предусмотрено, что после аккредитации с определенной периодичностью аккредитованные лица сообщают в Росаккредитацию сведения о результатах своей деятельности. Например, для органов по сертификации: какое количество сертификатов выдано, сведения по этим сертификатам, кому они выданы, прекращены ли они, на основании каких протоколов испытаний выданы и т. д. 

Частично эти данные уже сейчас предоставляются в Росаккредитацию, но будут и новые параметры, которые планируется утверждать на подзаконном уровне. Кроме того, крайне важно сократить спрос на услуги лиц, выдающих сертификаты, протоколы, заключения без соблюдения установленных требований (например, сертификаты без проведения испытаний). Предприниматели должны отдавать себе отчет, что получение документов в таких органах может повлечь отмену сертификатов и, как следствие, необходимость отзыва продукции. То есть работа здесь должна идти по двум направлениям: «закрывать» недобросовестные органы по сертификации и ввести процедуру отмены сертификатов, выданных с нарушениями. 

Важная роль в успешном решении данной задачи принадлежит органам государственного контроля за обращением продукции на рынке. Реализация таких мероприятий позволит сформировать практику добросовестного поведения, основанную на репутации и месте компании на рынке.

 
 
По данным официального сайта Федеральной службы по аккредитации.
01.07.2014