Назад

Все про концепцию «6 сигм»

Шесть сигм (six sigma) – это известная управленческая концепция, которая позволяет повысить качество работы фактически любой компании. Она появилась еще в далеких 80-х годах в недрах компании Motorola. Разработчиком считается один из сотрудников корпорации – Билл Смит.

Основная цель «6 сигм» - минимизация количества отклонений электронных компонентов, что успешно удалось воплотить в жизнь во многих проектах. Концепцию реализовали на базе работ инженера из Японии Гэнъити Тагути, а также статических методологий по управлению процессами.

Значительное влияние на реализацию концепции оказали методологии: Total Quality Management, теория бездефектности на базе работ Шухарта, Деминга, Исикавы и Джурана.

Отличие методики от других подобных направлений:

  • Результаты каждого проекта должны быть измеряемыми и выражаться в количественном отношении
  • Реализуется особая система присвоения званий, словно в восточных единоборствах. Это помогает работникам лучше использовать концепцию
  • Руководитель выступает в роли харизматичного лидера, которому можно доверять
  • Решения принимаются только на основе информации. Она, в свою очередь, поддается тщательной проверке

Сегодня «6 сигм» используют как философию качества, так и практичный набор инструментов для развития работы. Эту концепцию используют компании Motorola, EMC Corporation, Xerox Corporation, Chevron Corp, Pfizer Inc, Volt Information Sciences, «Альфа-банк», СИБУР и многие другие. Благодаря системе им удалось открыть новые возможности для развития бизнеса и выйти на новый уровень. Например, McKesson Corporation, используя этот подход, смогла сэкономить 100 000 000 долларов.

Также в штате корпораций работает немало специалистов «6 сигм». В частности, в мировом гиганте Volt Information Sciences их число больше 600 человек.

Философия «6 сигм»

«6 сигм» помогает снизить число дефектов благодаря постоянному развитию процессов в компании. Философия регулярного улучшения деятельности должна быть буквально вшита в ДНК компании.

Как же происходит улучшение? Благодаря кардинальным переменам или незначительным постоянным изменениям к лучшему (кайдзен). Из-за такой работы снижаются затраты, повышается уровень качества продукции и ее безопасности, сокращается производственный цикл, улучшаются рабочие места и многое другое.

Главные элементы философии:

  1. Удовлетворенность потребителя. Именно клиенты в конечном итоге устанавливают качество деятельности. Причем речь идет как о внешних клиентах (потребители товаров, услуг), так и о внутренних (сотрудниках)
  2. Командный дух. Каждый член коллектива должен выражать заинтересованность в том, чтобы организация показала достойный уровень
  3. Определение процессов, показателей, а также методик управления процессами. Чтобы повысить качество деятельности компании, нужно смотреть на все как клиент. Части процессов, которые не приносят потребителю ценности, здесь непременно устраняются

«6 сигм» как инструментарий

Чтобы претворить систему совершенствования в жизнь, «6 сигм» использует целый комплект разных инструментов. Все процессы управляются на базе как количественных, так и качественных данных.

В любой компании может быть использован персональный набор инструментов. Например: анализ, диаграмма Каору Исикавы, диаграмма Вильфредо Парето, Failure Mode and Effects Analysis (анализ видов/ последствий отказов) и т.д.

Сегодня инструментарий был увеличен благодаря применению данной концепции в самых разных областях работы. В частности: инструменты контроля, проектирования и анализа качества, а также его управления.

Методология «6 сигм»

«6 сигм» - методология, максимально ориентированная на процессы и значительно улучшающая работу. Она дает возможность усовершенствовать самые многочисленные направления.

В ее основе лежат 3 кита:

  • Совершенствование процессов, которые уже работают в компании
  • Проектирование недавно появившихся процессов
  • Управление различными процессами

Рассмотрим каждый из них по отдельности. Например, для улучшения текущих процессов используется подход «постепенное улучшение». Главное в этом подходе — снизить число дефектов. Это достигается благодаря методу DMAIC: Define, Measure, Analyze, Improve, Control.

Define – устанавливается проблематика процесса и складывается команда по его совершенствованию. Ей вручают нужные полномочия, а также передают ресурсы.

Measure – собирается необходимая информация об исполнении процесса, проводится анализ и выдвигаются предварительные предположения о причинах проблем.

Analyze – коллектив подробно осуществляет проверку всех первоначальных идей о причинах несоответствий, определяет основания возникших трудностей и предлагает средства, используя которые можно поправить ситуацию.

Improve – формируются мероприятия для улучшения того или иного процесса, испытываются на практике. Последние затем активно используются в самой компании.

Control – протоколирование и последующая стандартизация уже улучшенного процесса. Чтобы проверить действенность мероприятий, члены команды проводят мониторинг и контроль реализации процесса. Во время мониторинга особенно тщательно выполняется аудит устранения причин всяческих отклонений.

Для тех процессов, которые находятся лишь во время создания используется подход, который направлен на то, чтобы органично предвосхитить ожидания клиентов. Здесь главное опередить возникновение недочетов.

Новый процесс проектируется на протяжении 5 шагов. Это метод DMADV: Define, Match, Analyze, Design, Verify.

Define – устанавливаются задачи нового процесса в соответствии с ожиданиями клиентов, собирается команда.

Match – специалисты команды разрабатывают, а также выбирают набор тех. свойств. На их базе есть возможность установить достижение целей процесса.

Analyze – осуществляется разбор проектируемого процесса, разрабатываются начальные варианты реализации процесса.

Design – создаются подробные специфики нового процесса, выполняется его введение в компанию.

Verify – команда «6 сигм» осуществляет аудит на возможность достижения задач с учетом установленных характеристик.

Управление процессами – важнейшая часть «6 сигм». Ведь в каждой компании происходит как усовершенствование текущих процессов, так и введение свежих. Управление устойчиво меняющимися процессами – непростая вещь, которая требует внимания.

Главные элементы управления процессами в соответствии с концепцией «6 сигм» – это:

  1. Определение процессов, а также главных требований клиентов, владельцев процессов
  2. Измерение показателей, которые характеризуют выполнение требования потребителей, а также ключевых показателей действенности процессов
  3. Анализ следствий полученных измерений и дальнейшее развитие механизмов управления процессами
  4. Контроль реализации на базе мониторинга «входов» процессов, процесса исполнения, выходов, а также принятия мер по ликвидации различных отклонений

Как внедряется «6 сигм»?

Внедрение «6 сигм» ведется при помощи стабильной работы вовлеченных команд сотрудников. Команды создаются по уровням управления. Всего их три:

  • Высший
  • Уровень управления процессами
  • Уровень управления некоторыми задачами

В эти команды входят эксперты, которые по-разному владеют концепцией «6 сигм». При этом обычно вычленяют 7 степеней знания концепции по принципу восточных единоборств:

Руководство – задача топ-менеджмента – создать условия для успешного внедрения «6 сигм».

Чемпион – обычно член совета директоров, который устанавливает специальные проекты по совершенствованию процессов, организует их и затем контролирует исполнение.

Мастер черного пояса – специалист, разрабатывающий концепции каждого проекта по развитию процессов. Он выделяет главные особенности процессов, а также проводит обучение «черных» и «зеленых» поясов. Специалист выступает в роли «технолога философии 6 сигм» и проводит консультации.

Специалист черного пояса – осуществляет руководство команды проекта по улучшению отдельно взятого процесса. Вполне может осуществлять обучение других членов команды.

Специалист зеленого пояса – подчиненный Мастера по черному поясу, который проводит анализ и решает особые задачи, а также принимает участие в проектах по совершенствованию качества.

Специалист желтого пояса – решает частные цели, помогает реализовать малые проекты для совершенствования разных процессов.

Специалист белого пояса – решает некоторые особые задачи проекта «6 сигм».

На текущий момент «6 сигм» – очень популярная концепция, которая помогает сделать бизнес более прозрачным, эффективным и успешным. Для каждой из степеней созданы специальные обучающие программы, а также требования к составу опыта, знаний и квалификации персонала.

Пресс-центр компании СЕРКОНС.

Отправить комментарий

Текст сообщения *
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений

Сообщите нам своё впечатление о работе компании или отдельного сотрудника:
Заявка Написать
в WHATSAPP
Позвонить