Назад

О философии качества “Кайдзен”

Кайдзен — философская система из Японии, направленная на совершенствования различных процессов производства, а также всевозможных аспектов жизни в непрерывном ритме.

В переводе с японского «кайдзен» буквально так и звучит «Непрерывное развитие».

Главные принципы:

  1. Находить проблемы и исправлять их, не боясь при этом совершить ошибки.
  2. Ориентироваться на человека. Клиент – всегда прав. Причем речь идет не только о внешнем клиенте, как потребителе товаров и услуги, но и о внутреннем. То есть о сотрудниках.
  3. Пошагово улучшать процессы.
  4. Не бояться обсуждать проблемы, чтобы не наступать на одни и те же грабли снова и снова.
  5. Сокращать финансовые затраты.
  6. Постоянно развивать инновации.

В системе кайдзен пристальное внимание уделяется бережливому производству. Речь идет о максимально бережном отношении к природным ресурсам, людям, психологическому состоянию и так далее.

Польза кайдзен

Фактически, кайдзен — технология, которая включает в себя как философию, так и теорию, а также всевозможные инструменты менеджмента. Все это позволяет игроку достичь значительный перевес в конкурентной гонке!

Вся система кайдзен лежит на 3-х китах. Это: устранение неоправданных потерь, организация трудового места и стандартизация. Рассмотрим их по отдельности.

Организация трудового места позволяет максимально оптимизировать деятельность сотрудника на работе. Методология выстраивается по, так называемым, «5S»:

Seiri. Все ненужные вещи необходимо отметить и затем удалить с рабочего места, чтобы ликвидировать возможную путаницу.

Seiton. Предметы, которые используются для работы должны находиться всегда под рукой.

Seiso. Рабочее место, а также используемое оборудование необходимо содержать в порядке и чистоте. Например, следует аккуратно раскладывать рабочие инструменты по специальным ящичкам и полочкам.

Seiketsu. Все оборудование должно быть стандартизировано, дабы стать полноценной частью работы.

Shitsuke. Вышесказанное необходимо контролировать от лица руководства с помощью мониторинга и наблюдения.

Устранение потерь. Прекращение всяческих активностей, замедляющих работу в рамках организации.

Много времени в любой компании уделяется рутинным процессам, которые направлены на превращение некого материала в конечный продукт. Поэтому нужно устранять те аспекты, которые замедляют процесс.

В философии кайдзен рассматриваются 7 различных типов потерь:

Движение. Ненужные действия замедляют работу и могут даже серьезно запутать процессы.

Ожидание. В случае, если между циклами сотрудникам приходится ожидать – это значительно тормозит весь трудовой процесс.

Технология. Когда технологии организованы из рук вон плохо, происходят большие противоречия, а также несогласованности между членами команды.

Транспортировка. Огромные расстояния, процесс подъёма и опускания материалов требуют солидных энергетических затрат.

Дефекты. Чтобы произвести заново дефектные продукты необходимы дополнительные материалы, а также свободное время.

Запасы. Опыт говорит, что приобретённый с запасом материал приносит мало пользы.

Перепроизводство. Если компания выпускает больше товаров чем необходимо, это ведет к потерям.

Стандартизация рабочего процесса необходима для баланса. Согласно философии кайдзен система стандартов должна развиваться постоянно. В случае возникновения проблем на производстве, это лишь означает, что для подобного случая просто не было создано стандарта. Либо такой стандарт был основательно не проработан.

Про 5 элементов кайдзен

В основе концепции кайдзен лежат 5 элементов. Каждый из них крайне важен, словно кирпичик, который вместе с другими в итоге образует цельное здание. Перечислим их.

  1. Командная работа. Необходимо создать атмосферу, когда каждый член сможет ощущать себя частью одного большого процесса. При этом все сотрудники получают возможность обмениваться свежей информацией, учиться друг у друга для общего успеха!
  2. Персональная дисциплина. Невозможно оказаться на «гребне волны», без твердой дисциплины. Кайдзен говорит о постоянном развитии уровня самодисциплины в каждом аспекте. В частности, необходимо управлять своим временем, выполнять работу качественно, а также соблюдать требования стандартов и с умом расходовать ресурсы.
  3. Моральное состояние. Руководство должно поддерживать высокую мотивацию в коллективе. Это может быть достигнуто с помощью достойных условий труда, социальных обязательств, предоставления разных льгот и так далее.
  4. Кружки качества. Коллектив кружка должен состоять из сотрудников разного уровня. Вместе у них появляется возможность обмениваться ценными идеями, навыками, технологиями. Благодаря постоянному взаимодействию, в итоге выстраивается цельная картинка эффективной работы.
  5. Предложения по улучшению. Каждый сотрудник вправе предлагать различные улучшения для системы менеджмента организации. Все предложения рассматриваются руководством и могут быть затем использованы.

Философия кайдзен – это громадный массив информации. Работа в соответствии с системой основывается на работе пяти команд, которые могут различаться друг от друга по типу задач. В следующей публикации мы обязательно рассмотрим каждую команду по отдельности и узнаем об их работе подробнее.

Пресс-центр компании СЕРКОНС.

Отправить комментарий

0
Влад
Изумительная статья!
Имя Цитировать 0
Текст сообщения *
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений

Сообщите нам своё впечатление о работе компании или отдельного сотрудника:
Заявка Написать
в WHATSAPP
Позвонить