Адрес
Большой Строченовский пер., 25А
Назад

Преимущества регистрации товарного знака

 Нужно ли регистрировать свой логотип в качестве товарного знака? Этот вопрос задают как предприниматели со стажем, так и те, кто начал свой бизнес недавно. Стоит ли потратить на это 50-60 тысяч и зачем вообще это делать?

   О преимуществах регистрации товарного знака рассказывает патентный поверенный Марина Новикова. Марина специализируется на вопросах интеллектуальной собственности с 2005 года и работала с десятками компаний не только из России и стран ближнего зарубежья, но и также из Азии, Америки, Австралии и Африки.

новикова.jpg

— Марина, так чем выгодна регистрация?

— Для начала стоит разобраться в терминологии. В патентном праве есть  понятия «товарный знак» и «знак обслуживания». На бытовом уровне в качестве синонима этих двух понятий часто используют маркетинговый термин «бренд». Это неверно, хотя товарный знак или знак обслуживания действительно могут выступать одними из ключевых составляющих бренда. Что касается расхожего выражения «торговая марка», то так дословно переводится с английского «trademark».

 Любое название, которое используется в качестве бренда или торговой марки, становится товарным знаком только после того, как его зарегистрируют в Роспатенте.

Если промедлить с решением вопроса, то другая компания или предприниматель может успеть сделать это первым. Соответственно, именно он станет его правообладателем и получит все права на его использование.

— А какая ответственность существует за нарушение права собственности?

— Согласно статье 1515 ГК РФ, правообладатель вправе требовать выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей.

    Иногда предпринимателей запугивают страшными историями, что даже если они случайно нарушат чужое право собственности, то их оштрафуют на пять миллионов, конфискуют товар, отправят за решетку. Или, наоборот, если они зарегистрируют товарный знак, то сами смогут получать по пять миллионов компенсации с каждого нарушителя. Да, теоретически оба варианта возможны, но обычная правоприменительная практика, как правило, иная.

— То есть кто-то может извлекать из нарушения прав на товарный знак выгоду для себя?

— Да, есть и такие предприимчивые товарищи. Их называют патентными троллями. Это компании, которые сами регистрируют или покупают уже зарегистрированные товарные знаки, однако не используют их ни для производства товаров, ни для оказания услуг. Они занимаются тем, что таскают всех по судам в надежде выбить компенсацию.

    На такого тролля наткнулся один наш клиент из Санкт-Петербурга. После нескольких лет успешного бизнеса по производству вентиляционных установок он решил зарегистрировать фирменное наименование. Однако выяснилось, что обозначение зарегистрировано, а товарный знак купила компания, которая не имеет никакого отношения к вентиляции.

    Оказалось, что холдинг занимается скупкой товарных знаков и за время своего существования успел выступить в арбитражном суде в качестве одной из сторон по 150 делам.

— А понесет ли тролль какое-то наказание в случае разоблачения?

— Если в судебном порядке будет доказано, что компания-тролль, которая владеет знаком, не использует его по назначению, то вместо пяти миллионов с ответчика будет взыскано около ста тысяч за формальное нарушение.

    Если владелец товарного знака уже более трех лет не использует его, то любое заинтересованное лицо вправе его аннулировать согласно статье 1486 ГК РФ. В последние время суды стали отклонять иски троллей, а юристы компании-ответчика добиваться того, чтобы знак тролля был аннулирован.

     На практике с троллями предпочитают не связываться. Вот и наш клиент не захотел участвовать в судебных разбирательствах и подал на регистрацию другое обозначение.

— А что случится, если объявится не тролль, а настоящий правообладатель?

— Такая ситуация встречается часто. Например, предприниматель из Владивостока оказывает услуги салона красоты под названием «LA MADAME». Но вдруг при регистрации заявки в Роспатенте выясняется, что название «MADAME» уже несколько лет назад зарегистрировала другая компания из Москвы для парикмахерских.

    Эти две компании могли бы никогда не узнать о существовании друг друга. Но компании из Владивостока пришлось обращаться к московской фирме за письмом-согласием для регистрации своего обозначения в качестве товарного знака для их мирного сосуществования на рынке парикмахерских и салонов красоты. Сейчас только от владельца товарного знака зависит сумма компенсации за такое согласие. 5 миллионов никто не потребует, но 500–600 тысяч могут взыскать. Еще салон красоты во Владивостоке могут заставить удалить рекламные объявления, вывески, фото в интернете, где присутствует название «LA MADAME». К тому же, предпринимателю-нарушителю придется заниматься еще и ребрендингом, если салон не получит от правообладателя согласие на регистрацию обозначения «LA MADAME».

    Вот еще случай. Мордовские предприниматели на трассе М5 в деревне Умет открыли общепит под названием «Морддональдс». Там вся деревня представляет собой череду кафешек и шашлычных, однако с простыми названиями вроде «Валентина», «Катерина», «Арарат» и пр. Так что «Морддональдс», прямо скажем, выделялся. При этом название висело не один год! Убрали его только пару лет назад, наверняка не по своей воле.

— То есть, чтобы спокойно работать, товарный знак все-таки нужно регистрировать?

— Совершенно верно. Тогда можно развивать бренд, запускать рекламные компании. Регистрация является защитой от судебных исков, финансовых потерь и ребрендинга.

— А что делать, если уже это произошло?

— Можно попытаться договориться: пообещать правообладателю, что нарушитель поменяет название. Если договориться не получилось, то стоит обсудить возможность использовать товарный знак на законных основаниях. Просто договориться о сумме, которая каждый месяц будет выплачиваться владельцу. Она в любом случае будет в десятки раз меньше, чем расходы на судебные тяжбы.

— А какие права есть у того, кто зарегистрировал свой знак?

— Регистрация товарного знака дает правообладателю исключительное право на него. Это означает, что никакие другие компании и предприниматели не имеют права заниматься такой же деятельностью под тождественным названием или названием, которое похоже до степени смешения.

— Что имеет право делать владелец товарного знака в случае нарушения его прав?

— Он может привлечь ФАС, заявить в полицию, подать иск в суд. Обратиться с жалобой к администраторам соцсетей, регистраторам доменных имен. Но не стоит думать, что с каждого нарушителя можно будет получить по 5 миллионов. Такие суммы взыскивают только по делам, в которых фигурирует несколько знаков, да еще когда заодно украли ещё сами шаблоны и рекламное оформление. Обычно сумма взыскания составляет 600–700 тысяч.

— Все равно это существенная сумма. Маленькую компанию она может подкосить. Она или разорится, или переоформится и появится где-нибудь подальше отсюда.

— Как правило, вопросы выплаты компенсаций актуальны только для тех компаний, которые давно работают на рынке и которым есть что терять. Дело в том, что обычно они регистрируют не только название компании, но и названия основных товаров.

Крупные интернет-магазины и ритейлеры не станут работать с сомнительным поставщиком. Они не будут рисковать, потому что именно им в первую очередь предъявят претензии, если вдруг окажется, что обозначение на товаре поставщика нарушает исключительные права на чужой знак.

    По этой же причине ТЦ может попросить арендатора предъявить свидетельство на тот знак, который будет представлен у него на вывеске. Хотя такую бдительность и предусмотрительность ТЦ проявляют далеко не всегда.

— А улучшает ли товарный знак имидж компании, повышает ли доверие к ее товарам или услугам?

— Срок действия свидетельства на товарный знак составляет 10 лет. Это доказывает, что компания, которой оно выдано, планирует долго оставаться на рынке, поскольку она заботится об имидже и о том, чтобы данный бренд ассоциировался только с ней.  Компании «на час» вопросы имиджа не интересуют.

    Правообладатели публикуют свидетельство на своем сайте, наряду с сертификатами соответствия, и размещают везде рядом с логотипом символ, указывающий на то, что он является товарным знаком.

— А что насчет франчайзинга? Ведь в этом случае речь тоже идет о том, чтобы пользоваться не своим товарным знаком. 

 — Товарный знак может быть объектом франшизы. Компания-правообладатель, то есть франчайзер, предоставляет право другой компании, франчайзи, работать под ее товарным знаком при условии, что она будет соблюдать принятые стандарты качества и иные договоренности. Если франчайзи каким-либо образом наносит вред имиджу и репутации франчайзера, франшизу у него отзывают. Делается это через Роспатент.

Кстати, компании, которая решила купить франшизу, стоит проверить: является ли свидетельство франчайзера подлинным. Реестр размещен в открытом доступе на сайте Роспатента.

— Препятствует ли товарный знак ввозу контрафакта?

— Да, препятствует. Если вы внесете его как объект интеллектуальной собственности в Таможенный реестр, то товар, маркированный вашим знаком задержат на границе в случае, если у дилера не будет на него соответствующих документов.

— У правообладателя есть какие-то налоговые льготы?

— Товарный знак является нематериальным активом, и значит, им можно пользоваться как любым другим активом. Под него дадут кредит в банке. Его можно поставить на баланс и увеличить таким образом стоимость компании. Это повысит привлекательность компании в глазах потенциальных партнеров и инвесторов. Кроме этого, облегчит получение тех лицензий, для которых необходим солидный уставной капитал.

   Дополнительное преимущество состоит в том, что в данной ситуации рост стоимости активов не облагается налогами. Наоборот, считается, что товарный знак тоже подвержен амортизации. Другими словами, каждый год его можно заносить в статью расходов, уменьшать таким образом на бумаге прибыль компании за год, и снижать сумму налога, которым она облагается.





Пресс-центр компании СЕРКОНС.
pr@serconsrus.ru

21.02.2020
Позвонить Заявка Написать
в WHATSAPP
Ваше имя:
Компания*:
Ваша должность:
Ваш комментарий: