В РФ введена государственная программа энергосбережения. Задачей властей является сокращение расхода и рациональное использование ресурсов. Для регулирования основных вопросов в данной сфере принят ФЗ №261 от 11 ноября 2009 года.
Структура закона об энергосбережении
Федеральный закон включает в себя 50 статей и 10 глав, освещающих следующие вопросы:
- Общие положения об энергосбережении
- Полномочия властных органов в области экономии энергетических ресурсов
- Процедура и методики государственного регулирования энергетической эффективности
- Правила сбора и проверки сведений из энергетических паспортов, информации о СРО в этой сфере
- Принципы и условия заключения договоров и контрактов с целью поставки, купли-продажи или передачи энергоресурсов
- Информационное обеспечение процедур по сокращению расхода ресурсов
- Меры государственной поддержки, направленные на рациональное использование ресурсной базы
- Способы государственного контроля, меры ответственности граждан, юридических и должностных лиц за нарушение принятого законодательства
Содержание ФЗ № 261
ФЗ об энергосбережении регламентирует такие сферы как:
- Запрет энергетически неэффективной продукции (некоторые электроприборы, бытовая техника, лампы бытового и промышленного назначения). Рекомендуется использовать изделия с меньшим уровнем потребления ресурсов
- Снижение оборота ламп накаливания мощностью от 100 ватт
- Необходимость маркировки изделий, входящих в утвержденный список, по классам энергоэффективности
- Выполнение расчетов в соответствии с показаниями приборов учета, установленных в жилых домах, зданиях юридических лиц и государственных учреждений
- Конкретные требования энергоэффективности для новых сооружений и построек. Исключение составляют культовые здания и объекты индивидуального строительства. Данные о классе энергоэффективности здания должны фиксироваться на фасаде новых многоквартирных домов
- Правила обязательного энергообследования, выполняемого каждые 5 лет
- Программы по сбережению ресурсной базы, которые разрабатывают с участием федеральных и местных органов власти
- Порядок заключения энергосервисных контрактов. Договоры подписывают с физическими и юридическими лицами
- Принципы долгосрочного тарифного регулирования
- Формы государственной поддержки, в том числе налоговые льготы, субсидии на энергосберегающие программы
- Требования об оформлении энергопаспорта здания до его фактического ввода в эксплуатацию
Последние изменения в закон № 261
Последние поправки внесены в законодательный акт в июле 2016 года. Уполномоченные органы обновили ФЗ об энергосбережении в части:
- Срока установки специализированных учетных приборов
- Необходимости монтажа счетчиков учета по тем ресурсам, которые предоставляют организации. Компании не могут отказать физическим лицам в установке или замене приборов учета
- Требований об обеспечении энергетической эффективности построек
- Оснований для обязательного энергетического обследования
Для кого закон обязателен
Энергоаудит регулярно проводится на следующих категориях юридических лиц:
- Государственные органы федерального и местного значения
- Компании, ведущие свою деятельность при участии государственного финансирования
- Организации, где изготавливают, транспортируют или добывают воду, электрическую и тепловую энергии, природный газ, нефть и уголь
- Предприятия, расходующие на топливо, газ, тепловую энергию или мазут от 10 млн. рублей в год
- Фирмы, которые осуществляют регулируемые виды деятельности
- Компании, внедряющие меры энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В эту группу включают фирмы, получающие бюджетное финансирование
Понятие и цели аудита
Энергоаудит представляет собой вид обследования со сбором и анализом сведений о применении энергетических ресурсов. Целью это процесса является получение:
- Достоверной информации относительно объема израсходованных ресурсов
- Показателей энергетической эффективности
- Ряда типовых и общедоступных мероприятий, направленных на рост энергетической эффективности
- Новых возможностей по энергосбережению
Письменный договор между заказчиком и исполнителем энергоаудита может предусматривать составление отчета по результатам обследования. Этот документ включает в себя перечень мероприятий, направленных на сокращение расхода ресурсов. Создаваемые программы увеличения энергоэффективности служат для:
- Роста надежности энергоснабжения
- Увеличения эффективности применения запасов энергии
- Повышения безопасности энергоустановок
- Оптимизации издержек
Порядок проведения аудита
Осуществлением контрольных мероприятий занимаются специалисты СРО, работающие в сфере энергетического обследования. Оформление и выдача энергетических паспортов – задача сотрудников сертифицированных фирм. Квалифицированные эксперты имеют допуск к оказанию подобного вида услуг.
В перечне действий, которые необходимо провести при обследовании, можно назвать:
- Исследование состояния элементов коммунальной системы, включая оборудование по водному, тепловому и электрообеспечению зданий и сооружений. Происходит тщательная проверка технического парка обследуемого объекта
- Оценку энергетического баланса в организациях
- Тестирование фактического состояния средств и приборов учета. Специалисты принимают во внимание работоспособность оборудования, его соответствие актуальным нормативным требованиям
- Поиск непроизводственных потерь и «утечек» запасов ресурсов
- Расчет показателей расходов энергии на единицу выпускаемых товаров
- Качественную и количественную характеристику целесообразности и действенности выполняемых энергосберегающих мероприятий
- Проверку систем нормирования энергопотребления
- Анализ энергетических балансов фирмы
Обследование систем снабжения
Профессиональный энергоаудит по фз 261 нацелен на обнаружение текущих недочетов и оптимизацию деятельности субъекта экономической деятельности. Обследование подразумевает проверку:
- Оборудования для электропотребления и электроснабжения
- Систем кондиционирования и вентиляции
- Приборов водоотведения и водоснабжения
- Движимого имущества, находящегося в здании
- Систем теплоснабжения
Общая схема работы квалифицированных экспертов представляет собой следующий алгоритм действий:
- Изучение договоров о потреблении ресурсов за последние 5 лет, режимов работы техники, действующих сетей, учетных систем
- Формирование расчетно-нормативного баланса
- Анализ допущенных потерь
- Составление отчета с рекомендациями по снижению расхода ресурсной базы
- Прогнозирование дальнейшего расхода энергии с учетом исправления выявленных ошибок
Информация, которая должна содержаться в энергетическом паспорте
Энергетический паспорт оформляется для производственных или непроизводственных сооружений, жилых и нежилых зданий, технологических процессов, энергетического оборудования. Требования к форме и содержанию документа регламентированы уполномоченными федеральными органами власти РФ.
После исполнения всех обозначенных операций заказчик аудита получает энергетический паспорт на объект. Документ установленного образца включает в себя информацию касательно:
- Наличия и степени работоспособности учетного оборудования для определения расхода всех потребляемых энергетических ресурсов
- Уровня потерь, возникающих в связи с передачей ресурсных запасов. Рассчитывается в тех случаях, когда субъект хозяйственной деятельности занимается предоставлением ресурсов иным потребителям
- Характеристик энергоэффективности на предприятии
- Потенциальной успешности использования энергосберегающих мер
- Экспертных рекомендаций для увеличения эффективности расхода запасов энергии
Штрафы
Должностные лица Правительства РФ утверждают правила государственного контроля соблюдения действующего законодательства. С целью надзора за субъектами экономической деятельности ведутся регулярные плановые и внеплановые проверки. Они могут осуществляться на основании представленной документации или проходить с выездом на объект.
Если руководители юридических лиц нарушают требование о сроках проведения обязательного энергетического обследования, им потребуется оплатить штраф в размере от 50 до 250 тысяч рублей.
Если подобное нарушение совершает организация с участием государства или компания, ведущая регулируемые виды деятельности, то наказание составит штраф в сумме 50-100 тысяч рублей.
Нарушение при проектировании, строительстве сооружений требований энергетической эффективности повлечет штраф до 30 тысяч рублей. При несоблюдении требований о монтаже, замене, эксплуатации приборов учета ответственным юридическим лицам назначают штраф до 150 тысяч рублей.
Заказать проведение энергоаудита зданий и помещений.