• Семинары

Классификация гостиниц и других средств размещения

Сертификация и классификация гостиниц в России.

Классификация гостиниц - процедура оценки и подтверждения соответствия требованиям категории гостиниц и других средств размещения.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" классификация осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым является Министерство культуры Российской Федерации (основание - подпункт 5.2.36(1) Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 г. № 590).

Наш орган по сертификации проводит классификацию гостиниц, отелей и объектов туристской индустрии, включая иные средства размещения с выдачей сертификата и последующим получением свидетельства о присвоении категории гостинице или иному средству размещения.

Процедура присвоения категорий (звезд ) гостиницам установлена "Порядком классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями", утвержденным приказом Минкультуры России от 11.07.2014 г. № 1215, зарегистрированным в Минюсте РФ 21.12.2014 г. № 35473.

Пример выданного свидетельства

Ключевые исторические моменты

1994 год ознаменовался принятием сразу нескольких законодательных документов, определяющих условия классификации и требования к гостиничным предприятиям. Они разделили гостиницы на пять «звездных» категорий и на четыре – мотели с присвоением соответствующего количества звезд.

В 1995 году впервые были приняты на уровне закона Правила размещения туристов. Они заменили прежние гостиничные категории «звездными» классификационными группами:

  • «Люкс» - 5 звезд;
  • «Высший А» - 4 звезды;
  • «Высший Б» - 3 звезды;
  • 1 разряд – 2 звезды;
  • 2 разряд – 1 звезда;

Но отсутствие должной регуляции в сфере сертификации позволяло собственнику получить «звезду», не соответствующую уровню объекта. Это обусловило появление гостиниц, обладающих одинаковым количеством звезд, но заметно разнящихся уровнем предоставляемого сервиса. В конечном счете, страдали потребители, что обозначило потребность в разработке новой классификационной системы гостиниц и прочих средств размещения.

Утвержденная приказом Минэкономразвития РФ от 24.07.2003 г. № 197, своим введением отменила ГОСТ Р50645-94, что обернулось прекращением действия трех из четырех существовавших ранее систем сертификации гостиниц. Ее принципиальные инновации заключались в балльной оценке и минимальных требованиях к присвоению звезд.

Как происходит классификация?

Классификационные процедуры предполагают поэтапное проведение.

I. Средства размещения оцениваются на соответствие требованиям, варьирующимся в диапазоне от: без звезды до 5 звезд. Оценка номеров осуществляется по критериям присвоения категорий: «сюит», «апартамент», «студия», «люкс» и 1, 2, 3, 4, 5.

Оценочные мероприятия осуществляются экспертной комиссией единого органа по классификации по унифицированной методике.

  1. После установления соответствия минимальным требованиям Системы средств размещения, проводится их балльная оценка по утвержденным критериям.
  2. Параллельно оценивается соответствие категориям гостиничных номеров. Все работы актируются и дополняются соответствующими протоколами.
  3. Документы анализируются органом по классификации, откуда один экземпляр акта поступает в Центральный орган Системы.
  4. Составленное по заактированным результатам заключение, направляется в Аттестационную комиссию при Минэкономразвития РФ, где принимается решение о возможности категоризации гостиничного объекта.

II. Анализ документов и открытое голосование аттестационной комиссии (периодичность созывов - один раз в два месяца) завершаются принятием решения об отказе или присвоении запрашиваемой звезды.

Термин действия классификационного сертификата ограничивается 5 годами. Он подкрепляется «знаком соответствия» в виде металлической таблички с указанием количества звезд и названия органа, которым они присвоены.


Этапы классификации гостиниц

Минимальные требования и деление по формам собственности

Независимо от категории гостиницы (мотеля) минимальным требованиям должны соответствовать:

  • здания с прилегающей территорией;
  • номера;
  • техническая оснащенность и эксплуатируемые устройства;
  • мебель, бытовые и санитарно-гигиенические предметы;
  • общественные помещения, а также предназначенные для приготовления и приема пищи;
  • санитарно-гигиенические объекты общего пользования;
  • персонал и его подготовка;
  • предоставляемые услуги.

Гостиничные хозяйства РФ подразделяются на несколько групп по форме собственности:

  • муниципальные - принадлежащие городу;
  • акционерные;
  • совместные - с долей иностранного капитала;
  • ведомственные;
  • частные;
  • находящиеся в собственности общественных организаций.

«Звездные» стандарты сертификации гостиниц

Разнообразие глобальных систем гостиничной классификации, лишь увеличивает важность соответствия предоставляемого сервиса заявленным звездам. Понятие «звездного» обслуживания было раскрыто одним из популярных онлайн ресурсов.

1-звездные гостиницы, крайне редко предлагаются для размещения турфирмами. Расположенные вдалеке от центра или в его самых неприглядных районах, они чаще всего наполняются самостоятельными путешественниками. Их главные отличия: до десяти номеров, минимум обстановки и семейное управление, не предполагающее организованного питания.

2-звездные гостиницы предлагаются турфирмами на экскурсионных маршрутах, довольствующихся местом для сна и завтраком. Их обстановка достаточно скромна, но количество удобств больше (душ, телевизор с платным пультом). Возможен завтрак и свободное перемещение ночью.

3-звездные гостиницы – разновидность, пользующаяся мировой популярностью. Номера могут быть одноместными, двуместными или трехместными, рассчитанными на семью с ребенком. Их обстановка не роскошна, но имеет все необходимое. Удобства подразумевают душ или ванную, телевизор, телефон и мини-бар, а сервис может разниться в зависимости от страны.

4-звездные гостиницы отличаются повышенной комфортностью, европейским сервисом, широчайшим диапазоном услуг, близостью к центру и первой линии пляжа. Они обладают охраняемой автостоянкой, собственным автопарком, бассейнами, тренажерными залами, барами и ресторанами.

5-звездные гостиницы – это целые города с развитой инфраструктурой. Они предлагают как одноместные номера с двуспальной кроватью, так и двухэтажные апартаменты с несколькими спальнями, гостиной, кабинетом и персональным камердинером. В каждом из них много роскошных и облегчающих жизнь предметов.

«Звездные» стандарты присваиваются с учетом гастрономических услуг, развлечений, вариативности номеров, а также дополнительных удобств (простота доступа, местоположение, спа и фитнес-центры).

Штрафы и санкции

Предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению или проживанию отдыхающих без свидетельства о присвоении средству размещения категории влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 7000 до 10000 рублей; на юридических лиц – от 40000 до 50000 рублей.

Отправить заявку на получение свидетельства о присвоении категории гостинице

Можно прикрепить файл
Поля, отмеченные (*), являются обязательными для заполнения. Мы гарантируем конфиденциальность ваших данных.

Благодарственные письма наших клиентов

Среди наших клиентов

Отель 1000 и 1 ночь Гостиница Виктория Гостевой дом Бест Гостевой дом Император Гостиница Ингала Гостиница Космос Отлеь Метрополис Гостиница София ТЭС-Отель
3D тур по испытательному центру
3D тур по испытательной лаборатории