"Экологический ГОСТ" для продуктов внедрят в России

Потребители, выбирающие продукты со знаками "Экологично", составляют уже внушительную армию. Людям важно не только есть или пить продукцию, безопасную для них лично, но и быть уверенными, что они не финансируют загрязнение окружающей среды.

В настоящее время на мировом рынке существует много систем оценки экологического влияния производства продуктов. Экомаркировки на упаковке товара предоставляют как национальные экологические службы, так и международные. Представителями таких экомаркировок являются немецкий "Голубой ангел", скандинавский "Северный лебедь", "Европейский цветок" Евросоюза и многие другие. Глобальная сеть экомаркировок (GEN) объединяет множество организаций, присваивающих товарам знаки безопасности для природы.

В России широко известны также отдельные зарубежные специфические маркировки, указывающие на способ производства продукции (BioSiegel, Euro-leaf, USDA-Organic). Сейчас, например, на слуху метки, свидетельствующие об органическом происхождении продуктов питания. Тем не менее, собственной общепризнанной экомаркировки в РФ нет, хотя наша страна является членом GEN c 2007 года.


Юридической базой для подобных оценок является ГОСТ-Р-ИСО 14020-99 (Экологические этикетки и декларации. Основные принципы). Однако выпускаемая в соответствии с этим ГОСТом продукция не во всех случаях является действительно экологичной. Закон пока что допускает размещение различных экомаркировок без соответствующей экспертизы. Единственная на данный момент система, присваивающая достоверно проверенные эко-метки, - это "Листок жизни" (есть у 19 компаний по России) и органик-стандарт "Агрософия". Все остальные, встречающиеся на упаковках эко-знаки являются либо международными, либо присвоены организациями, которые могут считаться независимыми лишь с формальной точки зрения.

Это создает ситуацию, в которой потребитель не может принять обоснованного решения - множество знаков соответствия, выдаваемых решением более чем 300 организаций, не имеют единого стандарта и фактически не сообщают нужной информации. Отсутствие правовой базы позволяет наносить такие знаки любому производителю, и инструмент регулирования этой сферы еще не разработан до конца.

Пока что в России лишь начата работа по принятию нужных для регуляции законов. В развитых зарубежных странах, между тем, уже существуют целые торговые сети, продающие только сертифицированную экологами (на основании проверок) продукцию.


07.11.2016