Декларация против пожара

К 1 маю 2010 года все владельцы (либо арендаторы) не жилых помещений должны были заполнить, зарегистрировать и подать в органы МЧС Декларацию пожарной безопасности. Процедура эта проводилась впервые. Таковы требования нового технического регламента, вступившего в силу прошлогодней весной.

Согласно техрегламенту подается декларация один раз, в случае, если здание еще не введено в эксплуатацию, то провести декларирование необходимо до начала использования помещений. В подобной форме декларирования собственники подтверждают соответствие здания, находящегося в зоне их ответственности, всем необходимым противопожарным нормативам.

Для того чтобы соблюсти закон, у предпринимателей был ровно год – регламент начал действовать с мая 2009 года. Однако практика показала, что большинство вспомнило о нововведении только ближе к апрелю. В итоге начался лихорадочный поиск возможностей не быть оштрафованными (пожарный инспектор имеет право наложить штраф за отсутствие пожарной декларации) самостоятельно, с помощью знакомых, и наконец, при содействии специалистов – органов по сертификации декларацию пожарной безопасности. По оценке специалистов – примерно каждая вторая декларация пожарной безопасности заполнялась при участии посредника.

Некоторые предприниматели осилили эту пожарную науку самостоятельно. «Конечно, сперва было нелегко: различные регламенты, СНИПы… Но потом разобрались, помогло строительное образование, - рассказывает заместитель директора одной из столичных компаний, - что-то взяли из интернета, что-то подсказали знакомые. Времени ушло много, жалко, ведь фактически – это формальный документ».

На начало мая – в МЧС было подано более 400 000 пожарных деклараций. Вроде бы цифра внушительная. Однако специалисты считают, что наличие декларации – еще не гарантирует повторение печальных историй, таких, как произошла не так давно в Перми – в клубе «Хромая лошадь».

Много неясностей, которые так и остались непонятны предпринимателям, что, в итоге, затрудняет выполнение требований технического регламента. Наиболее часто задаваемые вопросы от собственников, такие…

Кто должен подавать декларации?

В тексте закона сказано буквально следующее: собственник здания либо лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или на любом другом законном основании. Под столь размытое определение, на первый взгляд, подпадают решительно все, в том числе и те, кто арендует пару комнат в офисном центре.

«Если вспомнить Гражданский кодекс, то под арендой может пониматься право как на временное владение, так и на временное пользование помещением. Получается, подать декларацию должен лишь тот арендатор, в чьем договоре прямо прописано «временное владение», — уточняют специалисты компании, оказывающей услуги по оформлению деклараций.

Впрочем, работники МЧС в такие тонкости не вдавались.

«Мы арендуем помещение. Я позвонила по горячей линии в орган МЧС, — рассказывает Надежда. — Там ответили, мол, все равно, решайте сами с вашим собственником. Но он возиться с декларацией не захотел, поэтому работа свалилась на нас».

Судя по сообщениям на специализированных форумах, отказ собственников «заморачиваться» — обычная практика. Не вникая в юридические нюансы по поводу временного пользования или владения, они просто пишут в договорах, что ответственность за пожарную безопасность несет арендатор. Это означает, что именно ему и нужно подавать декларацию. Фирмам, которые арендуют площади в крупных бизнес-центрах, повезло больше: там пожарными декларациями занимались управляющие компании.

Насколько содержательными должны быть ответы?

Документ, призванный повысить пожарную безопасность предприятий, состоит из трех разделов. Первый — расчет пожарных рисков — практически никто не заполнял. Речь шла о том, насколько велика вероятность ЧП в данном здании и не является ли эта вероятность выше минимальной величины, установленной законом. Однако, как следовало из разъяснений главного государственного инспектора по пожарному надзору Геннадия Кириллова, если объект уже допущен к эксплуатации, значит пожарный риск в нем соответствует норме. То есть для большинства предпринимателей данный раздел декларации был чистой формальностью.

Второй раздел — расчет ущерба третьим лицам. То есть сколько заплатит хозяин или арендатор, например, торгового центра, если из-за пожара пострадают посетители или их имущество. Сумму, признаются опрошенные, они писали как бог на душу положит. «Да там можно хоть бюджет Америки написать, — говорит Кристина Белова, исполнительный директор ООО «Аудит пожарной безопасности» (Санкт-Петербург). — Даже если случится пожар и компанию обяжут выплачивать компенсации пострадавшим, эта цифра ни на что не повлияет, ведь ее рассчитывал не специалист. Другое дело, если предприятие до сдачи декларации застраховало помещение от пожара. Тогда ущерб рассчитывает страховая компания, она же в случае ЧП и выплачивает компенсации. Полис с конкретной суммой тогда прилагается к декларации. Но, насколько я могу судить, это в России пока не распространено — по крайней мере среди компаний, которые обращались к нам за помощью в заполнении декларации, пожарного полиса не было ни у кого».

Третий раздел — перечень законов и нормативных актов, действия которых обеспечиваются в данном здании. «Это различные регламенты и правила: например, «Эвакуационные пути и выходы», «Обеспечение огнестойкости объектов защиты», ГОСТ «Пожарная безопасность. Общие требования», всего я перечислила около 30 нормативных актов, — вспоминает Надежда. — После перечня документов я написала, что устройство эвакуационных путей удовлетворяет требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре, а именно: высота выходов составляет не менее 1,9 м, ширина – 1,2 м, все они открываются по направлению выходов и могут быть открыты изнутри без ключа. Я писала очень подробно, получилось почти пять листов А4. А многие сдавали «лайт-варианты» декларации, и их тоже принимали».

По словам Кристины Беловой, уложиться можно было и на двух листах: «Достаточно написать, что на объекте соблюдаются правила пожарной безопасности. И сюда попадает все от количества эвакуационных выходов и огнетушителей до запрета на курение внутри объекта. Декларация носит заявительный порядок, значит, сотрудник МЧС обязан принять ее в любом виде. А если что-то не нравится — написать мотивированный отказ в письменном виде».

Проверять, действительно ли ширина выходов составляет не менее 1,2 м в момент приема декларации, естественно, никто не будет. Пожарные смогут сделать это лишь во время ревизии. Однако проверки, запланированные на 2010 год, не связаны с декларациями. Поэтому третий раздел также зачастую сводился к сухому перечню нормативной базы.

Каковы санкции за неподачу декларации?

Чиновники на местах, как в примере с Ярославлем, грозили громадными штрафами — до 80 000 рублей. На самом деле эти цифры взяты из законопроекта, который размещен на сайте МЧС, но пока даже не поступал в Госдуму. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, речь идет о меньших суммах: от 10 000 до 20 000 рублей для юрлиц — либо о приостановлении деятельности на срок до 90 суток.

Один нюанс: чтобы применить наказание, сотрудники МЧС должны побывать с проверкой на предприятии, которое не отчиталось вовремя о безопасности. Но плановые ревизии уже расписаны и утверждены прокуратурой на весь 2010 год. Единственная возможность оштрафовать компанию, не попавшую в план проверок — назначить внеплановое мероприятие. Для этого пожарным придется каждый раз доказывать прокуратуре, что неподача декларации создает опасность для жизни и здоровья людей. Поэтому и колоссальные штрафы, и угроза приостановки деятельности — скорее всего лишь способы надавить на предпринимателей.

Зачем нужна декларация?

В одном из пояснений МЧС говорится, что декларация нужна не пожарным, а самим предприятиям. Логика такова: подписав ее, руководитель вроде как задумывается, действительно ли в его помещениях соблюдается безопасность. Возможно, это и так — при условии, что директор или его зам, как в случае с Надеждой, чей опыт мы описали выше, попытался сам хоть в чем-то разобраться. А вот те, кто заказывал эту услугу сторонней организации, в детали, как правило, не вникали. Хотя за достоверность сведений несет ответственность декларант, а не его помощники.

Еще одну версию проведения всеобщей декларационной кампании приводит Кристина Белова — возможно, уже в этом году Госдума примет закон об обязательном пожарном страховании по аналогии с ОСАГО. «Пока у нас это дело добровольное и не очень популярное. Но инициатива хорошая: например, если бы подобный полис имелся у клуба «Хромая лошадь», пострадавшим не пришлось бы добиваться компенсаций через суд — деньги заплатила бы страховая компания. Проблема МЧС в том, что после принятия закона с них потребуют конкретные цифры: сколько у нас в стране предприятий с объектами пожарной защиты, хотя бы для того чтобы сравнить с количеством фирм, купивших полисы. А таких цифр, похоже, у пожарных не было. Я считаю, что вся эта декларационная кампания — не что иное, как подготовка почвы для будущего закона».