ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ: ЗА И ПРОТИВ

Большой общественный резонанс  вызвало выступление в Ульяновске Президента РФ Дмитрия Медведева, по поводу задержки реализации «Закона о техническом регулировании», №184-ФЗ от 27.12.2002. Глава государства высказался, что технические регламенты принимаются непозволительно долго и необходимо придать реформе новый импульс.

Поправки в Закон о техрегулировании должны быть рассмотрены Государственной Думой, предположительно, до конца текущего года (заявил помощник президент Аркадий Дворкович). Скорей всего, полномочия утверждать техрегламенты получит отдельный профильный орган власти - возможно, это будет или Ростехрегулирование или новая структура.  Планируется также импортировать некоторые документы стран Европейского и Таможенного союзов, порядок импортирования должен быть упрощен.   

Намечающееся принятие в стране технических регламентов вызывает все больше вопросов, особенно у специалистов и экспертов,  занятых в области сертификации, метрологии, промышленной безопасности, экологии и др.

Например, согласно  статье 46  закона «О техническом регулировании» после «переходного периода» нельзя будет принимать новые техрегламенты, а прежние документы уже перестанут действовать!? Как будут увязаны с проектом Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» проекты многих смежных технических регламентов (например, «О безопасности зданий и сооружений», «О безопасности машин и оборудования» и других)? Каким образом будут регулироваться вопросы качества?

Эксперты компании SERCONS рассуждают на тему реформы технического регулирования в России и рассматривают нововведения некоторых регламентов.

___________________________________________________________________

Волков В.Ж., Руководитель Отдела экспертизы промышленной безопасности, компания SERCONS (от 11.12.2009)

По сути, технические регламенты исключают функцию государственных стандартов.  Как можно без ГОСТов определять требования, предъявленные к качеству, если технические регламенты определяют только параметры безопасности?

До того, как был принят Федеральный закон «О техническом регулировании» качество продуктов и услуг регламентировалось государственными стандартами (ГОСТами), которые были обязательными для исполнения. При этом для многих продуктов питания ГОСТы устанавливали обязательный, вполне определённый состав компонентов и их количественное содержимое, что предопределяло сами продукты. Техрегламент же согласно закону не должен содержать требования к исполнению продукции, за исключением - если из-за их отсутствия не обеспечиваются упомянутые выше требования к безопасности (п. 4 ст. 7 Закона). Таким образом, требования к качеству продукции (которые ранее предъявлял ГОСТ) в техрегламентах подменены понятиями требований к безопасности. Это значит, что, например, пельмени могут быть безопасными, но не факт, что этот продукт обязан содержать натуральное мясо.

Наша экспертная организация, в составе группы Sercons, выполняет экспертизу промышленной безопасности технических устройств по технической документации (без диагностики). Порядок проведения экспертизы, рассмотрения технических документов на объект экспертизы, достаточно четко прописан нормативными документами Ростехнадзора. Наряду с эксплуатационной документацией эксперт рассматривает сертификаты соответствия и требования ГОСТов к конструкции и техническим характеристикам устройств. Сертификаты соответствия в свою очередь выдаются на основании испытаний, регламентируемых требованиями ГОСТов. Кроме того, при оценке безопасности применения объекта экспертизы, объект рассматривает требования безопасности в ГОСТ или ТУ (технических условиях) на продукцию отечественных производителей.

В случае введения технических регламентов, которые будут касаться только безопасности продукции, услуг, зданий или сооружений, во время проведения экспертизы специалист уже может не ссылаться на требования безопасности, указанные в ГОСТе, т.к. эти требования уже будут отражены в технических регламентах (но в самом общем виде).

И получается, что качество и основные характеристики объекта экспертизы даже если и будут проверяться по стандарту, применение всех требований ГОСТа будет не обязательным, а  по техническому регламенту, напомню, проверяется  только безопасность. В этом случае, под сомнением опять же окажется вопрос объективной оценки технических и эксплуатационных параметров оборудования и сооружений.

Кроме того, в технических регламентах пока никак не рассматривается вопрос о роли промышленной безопасности, предъявляющей более жесткие требования к опасным производствам. Техрегламенты учитывают только минимальные требования безопасности. Как технические регламенты будут соотноситься с требованиями Федерального закона №116 «О промышленной безопасности...»?  

Так в «Техническом регламенте о безопасности машин и оборудования» от 15.09.2009 №753 (кстати, единственный принятый техрегламент на промышленное оборудование с момента вступления в силу закона о техрегулировании) говорится: «Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и оборудования...». Стоит ли говорить о важности максимального соблюдения норм именно промышленной безопасности, особенно в свете последних произошедших техногенных катастроф.

Остается надеется, что после введения технических регламентов последует все-таки период по корректировке нормативных документов Ростехнадзора. Но, скорей всего, этот период вновь окажется длительным, что может усложнить процесс выполнения экспертиз и сроки ее проведения.

______________________________________________________________________

Халфин С. М., Заместитель начальника Отдела сертификации продукции, компания SERCONS (16.12.2009)

В настоящее время ускоренными темпами проводится доработка техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств». Заслуживают внимания некоторые пункты, которые подверглись правкам.

Министерство промышленности и торговли РФ не возражает против ввоза машин, идентификационный номер которых состоит не из 17, а из 9 - 12 знаков. Напомним, что японские автомобили, выпущенные для внутреннего рынка, маркируются 11-значным идентификационным номером. Требования к содержанию идентификационного номера транспортного средства не будут распространяться  на ранее находившиеся в эксплуатации транспортные средства, ввозимые на территорию страны в индивидуальном порядке. Но любителям японских авто радоваться рано. В  регламенте четко прописаны  требования к фарам: "На транспортном средстве не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением". Замена фар допускается лишь на автомобилях, снятых с производства. Таким образом, практически невозможно будет получить одобрение на подобные автомобили.

Еще одно изменение, которое предлагается внести, - длина автопоезда. В новой редакции технического регламента она будет увеличена с 18,75 (европейского ограничения) до 20 метров (как в Российских ПДД), что позволит ввозить и эксплуатировать популярные в России американские капотные тягачи.

Следующее предложение касается спидометров. В предыдущей редакции регламента говорилось, что шкала спидометра должна быть градуирована в км/час с равномерными интервалами, в новом варианте допускается использование цифровых спидометров. Так же не оставили без внимания инвалидов: предложено отменить запрет на машины с ручным управлением.

Отрадно, что чиновники Минпромторга прислушиваются к замечаниям и анализируют предложения к требованиям, перечисленным в техрегламенте, однако многие спорные вопросы так и остались открытыми.