Назад
производственный экологический контроль

Производственный экологический контроль

Система экологического контроля подразумевает сочетание методик общественного, производственного, государственного экологического контроля. Под ПЭК, или производственным экологическим контролем, подразумевается наблюдение за уровнем безопасности производства, внедрение мер по охране природы. Такие операции инициируются сотрудниками службы экологического контроля.

Общественный экологический контроль представляет собой область, подведомственную общественным объединениям, движениям и организациям. Эта сфера контроля не зависит от государственных органов власти и максимально полно защищает интересы населения.

Под объектами производственного экологического контроля принято понимать:

  • Очистные системы для отработанных вод, отходящих газов
  • Склады и хранилища сырья, химических реагентов
  • Мобильные и стационарные источники выбросов загрязняющих веществ
  • Места хранения и утилизации отходов, включая полигоны, площадки временного хранения
  • Источники образования отходов производства, сбросов загрязняющих веществ
  • Устройства повторного и оборотного водоснабжения
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в санитарно-защитных зонах и на промышленных площадках для природопользования
  • Природные ресурсы

Обязанность по ведению ПЭК

Индивидуальные предприниматели и компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий несут обязанность по подготовке программы производственного экологического контроля. Такие фирмы и ИП непрерывно ведут производственный экологический контроль, опираясь на актуальные законодательные нормы. Руководители организаций и предприниматели собирают, хранят, документируют сведения о результатах ПЭК.

При формировании программы ПЭК уполномоченным сотрудникам организации потребуется отразить следующие данные инвентаризации:

  • Объем выбросов загрязняющих веществ, поступивший в атмосферный воздух в результате деятельности предприятия за определенный период
  • Количество сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
  • Объем производственных отходов, а также отходов потребления
  • Наименование подразделений и должностных лиц, отвечающих за производственный экологический контроль
  • Наименование собственных и привлекаемых аккредитованных испытательных лабораторий
  • Регулярность и методики ведения ПЭК, места отбора проб и способы измерений

Сотрудники организаций и ИП могут осуществлять контрольные мероприятия в отношении следующих вопросов:

  • Точность соблюдения нормативных актов об использовании природных ресурсов
  • Применение правил воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Устанавливается соответствие лимитов размещения отходов. При этом во внимание принимают номенклатуру и количество загрязняющих веществ, выброшенных в природную среду
  • Своевременность разработки нормативов воздействия на экологию. Необходимость установить лимит размещения отходов, нормативы ПДВ и ПДС
  • Источниками образования отходов и выделения загрязняющих веществ
  • Степень эффективности природоохранной техники (оборудование для улавливания и обезвреживания вредных веществ, системы оборотного и повторного водоснабжения)
  • Следование правилам обращения с производственными отходами разного класса опасности
  • Исполнение задач природоохранных мероприятий, выполнение противоаварийных планов, рекомендаций надзорных органов власти
  • Обоснование размеров платежей за загрязнение экологии
  • Своевременная подача документации для обеспечения кадастрового учета, государственной статистической отчетности, систем государственного экологического мониторинга

Цель производственного экологического контроля

Согласно действующим нормативным актам производственный контроль за состоянием окружающей среды необходим для:

  • Обеспечения экологической безопасности в компании. Для каждой разновидности промышленных работ установлены соответствующие природоохранные нормативы. Их применение способствует росту эффективности организации в целом. Добиться снижения вредного влияния отравляющих выбросов можно при использовании энерго- и ресурсосберегающих процессов. Если обеспечить соблюдение норм экологической безопасности в организации, можно добиться повышения конкурентоспособности. Руководство может получить более выгодных деловых партнеров, рассчитывать на увеличение прибыльности бизнеса
  • Соблюдения привил воздействия на экологию. Производственно-хозяйственные нормы устанавливаются в отношении источника отравляющих выбросов. Задача таких нормативов – снижение уровня вредного воздействия посредством регламентации жестких лимитов. Они могут устанавливать разрешенный объем выбросов, степень физических воздействий, правила рационального природопользования, уровень воздействия на окружающую среду. При этом уполномоченным лицам не стоит забывать об ограничениях, действующих в отношении времени нахождения в специально охраняемых природных местностях
  • Рационального использования ресурсов. Расход природных и энергетических запасов должен быть минимальным. Необходимо избегать неоправданного использования ресурсов природы. Это поможет запустить процессы самовосстановления экосистем. Руководители предприятий должны применять комплексный производственный подход и отказываться от чрезмерного расходования природных и энергетических запасов
  • Уменьшения вредного действия на экологию. ПЭК содержит в себе систему мер, призванных снизить или полностью исключить вероятность вредного влияния на природу. Если работники организации совершают запрещенное законом загрязнение окружающей среды или причиняют ей вред иным образом, контролирующие органы взимают с них отдельную плату

Содержание производственного экологического контроля

ПЭК подразумевает проведение следующих основных видов природоохранных мероприятий:

  • Наблюдение за источниками образования выбросов. Уполномоченные лица контролируют состояние опасного производства с отравляющими веществами и состояние природных объектов, включая воздух, грунт, водоемы. Законодатель регламентирует обязательное согласование программы с должностными лицами Роспотребнадзора.
  • Экологический контроль правильности использования поверхностных водных объектов. Специалистам экологической службы требуется разрешить проблемные ситуации, связанные с содержанием водоохранных зон, дна, берегов, поверхностных и подземных вод. Уполномоченным сотрудникам необходимо обнаружить пагубные процессы, принять и реализовать программу их устранения, оценить ее действенность, определить состав и рассчитать уровень засорения поверхностных вод, установить гидробиологические, химические, физические показатели объекта.
  • Охрана атмосферного воздуха. Наиболее негативное влияние на состояние среды оказывают выбросы отравляющих отходов. Они могут возникать вследствие работы передвижных и непередвижных устройств на опасных производственных объектах (подробнее о производственном контроле на опо). Среди мероприятий, помогающих снизить допустимый уровень загрязненности воздуха, можно выделить непрерывный контроль соблюдения процедуры выбросов, инвентаризацию источников возникновения отходов, проверку лицензии на выделение отравляющих веществ в воздух, анализ уровня токсичности отработанных газов от автотранспорта. Ответственным работникам требуется выполнять контроль исправности газоочистных установок, измерять концентрацию отравляющих компонентов. Все полученные параметры должны быть зафиксированы в учетных журналах. Отсутствие такого документа является нарушением действующего законодательства и наказывается штрафными санкциями
  • Контроль при обращении с отходами. Законодательство закрепляет проведение таких операций как изучение порядка утилизации отходов, снижение степени опасности и количества выбросов, проверка состояния природной среды в месте хранения отходов, фиксация и анализ информации. Организациям, при производственной деятельности которых происходит выброс отходов, следует внедрять в свою работу малоотходные технологии, применять усовершенствованные варианты переработки и уничтожения отходов. Важно контролировать объем размещенных отходов и не допускать превышения действующих лимитов
  • Проверка своевременной сдачи отчетности. Территориальный орган Ростехнадзора принимает информацию о проведенных мероприятиях в рамках ПЭК. Документы передаются уполномоченным должностным лицам ежегодно. Отчетность подают руководители любых компаний, использующих объекты 1, 2, 3 и 4 класса опасности. Документация сдается в электронном или печатном виде. Информация на диске или флэш-карте удостоверяется квалифицированной электронной цифровой подписью

Разработка и воплощение программы ПЭК

Подготовка программы ПЭК включает:

  • Выбор исполнителя
  • Разработку и утверждение программы
  • Проведение контрольных мероприятий
  • Формирование отчета по программе ПЭК

Отправить заявку 

Укажите количество рабочих мест
ФИО или организация
E-mail
Номер телефона*
Ваш комментарий
* отмеченые поля обязательны для заполнения

Благодарственные письма наших клиентов

Среди наших клиентов

Сообщите нам своё впечатление о работе компании или отдельного сотрудника: