• Экскурсии
Разработаем для вас проект ликвидации опасного производственного объекта

Ликвидация ОПО

Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасных производственных объектов (ОПО), регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, который предусматривает их реализацию на основе проектов, учитывающих градостроительное законодательство.

Особенности разработки

Разработчиком проекта ликвидации ОПО может выступать организация, обладающая допусками СРО, штатными высококвалифицированными специалистами и достаточной практикой выполнения соответствующих работ. Этот же разработчик обязан исполнять поэтапный авторский надзор (п. 3 ст. 8 ФЗ №116) за сроками, технологиями и алгоритмом реализации работ, указанных в проекте.

В подготовленной документации должен содержаться список действий ориентированных на:

  • очищение ОПО от токсичных компонентов;
  • подготовку и демонтаж оборудования ОПО;
  • отсоединение ОПО от коммуникационных систем;
  • снос капитальных сооружений;
  • утилизацию образовавшихся отходов.

Проектом предусматривается ряд мер гарантирующих:

  • промышленную безопасность (ПБ), сведение к минимуму возможности возникновения техногенных ситуаций и нейтрализацию их последствий;
  • безопасность, учитывающую геолого-сейсмические и климатические риски;
  • защиту экосистемы;
  • пожарную безопасность;
  • использование прогрессивных технологий и организационных методов в целях сокращения длительности ликвидации ОПО.

Подготавливая проект по уничтожению ОПО, разработчики опираются не только на 116-ФЗ, но и на ряд других действующих нормативов:

  1. Правительственное постановление от 16.02.2008 г. № 87.
  2. Техрегламенты Таможенного союза 010/2011, 032/2013 и прочие.
  3. Методические рекомендации МДС 12-46.2008.

Документация на ликвидацию ОПО и вносящиеся в нее изменения должны быть подвергнуты ЭПБ. Это объясняется тем, что перевод проекта в стадию реализации возможен только при наличии положительного экспертного заключения, занесенного в реестр Ростехнадзора.

Разработчиком проекта уничтожения ОПО и исполнителем его ЭПБ должны быть разные организации. Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 в рамках проведения экспертных процедур предусматривается анализ превентивных действий, гарантирующих ПБ при аварийных сбоях ОПО и недопущение техногенных инцидентов в ходе выполнения ликвидационных работ.

Ликвидация опасного производственного объекта

Процесс уничтожения ОПО состоит из ряда процедур, установленных федеральным законодательством:

  1. Одобрение решения о нейтрализации ОПО (оформленное в виде приказа руководителя организации, использующей опасный объект).
  2. Составление ликвидационного проекта.
  3. ЭПБ подготовленного проекта с дальнейшей регистрацией положительного экспертного заключения в соответствующем тероргане Ростехнадзора.
  4. Вывод из эксплуатации и уничтожение ОПО в полном соответствии с проектом.
  5. Документальное оформление завершенного ликвидационного процесса (приказы, демонтажные акты).
  6. Уничтоженный ОПО исключается из реестра Ростехнадзора.

Важность подготовки проекта

Проектная документация на ликвидацию ОПО составляется на основании ст. 8 Федерального закона 116-ФЗ. Ее наличие требуется, чтобы удалить ликвидированный объект из соответствующего реестра. С этой целью также предоставляются (приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494):

  • заявление с причинами удаления;
  • копии подтверждающих документов по каждому случаю вывода из эксплуатации или ликвидации ОПО.

Подтверждающим документом является проект ликвидации ОПО с положительным заключением ЭПБ. Неимение такового может обернуться еще одним негативным моментом, если в процессе инспектирования, проведенного Ростехнадзором, будет обнаружена фактическая ликвидация, документально числящегося ОПО.

Проект по уничтожению ОПО, прошедший ЭПБ с положительным заключением – первое, что потребует инспектор ФСЭТАН. Отсутствие документа угрожает штрафными санкциями от 200 000 до 1 000 000 рублей, предусмотренными КоАП РФ.

Разработчик и содержимое ликвидационного проекта

К подготовке проекта по уничтожению ОПО допускаются организации, обладающие:

  • свидетельством, выданным СРО;
  • штатными специалистами с аттестацией в сфере ПБ, которая соответствует типу уничтожаемого ОПО;
  • практикой исполнения подобных проектов.

Правительственное постановление от 16.02.2008 г. № 87 предполагает обязательное присутствие в документе нескольких пронумерованных разделов:

  • пояснительная записка (№1 ПЗ);
  • планировочная схема земельного участка (№2 ПЗУ);
  • проект организации работ, связанных с демонтажем или сносом капитальных сооружений (№7 ПОД);
  • номенклатура мероприятий по охране экосреды (№8 ООС);
  • сметные документы (№11 СД).

В документации ликвидационного проекта излагаются:

  • аргументация ликвидации ОПО;
  • описание ликвидируемого ОПО (демонтируемые или предназначенные под снос объекты);
  • ликвидационные мероприятия (полный вывод из эксплуатации);
  • меры, гарантирующие защиту ликвидируемого объекта от проникновения посторонних лиц и животных;
  • действия по охране экосистемы;
  • аргументированные расчеты масштабов опасных зон, учитывающие ликвидационные методы;
  • оценка риска нарушений инженерной инфраструктуры в ходе ликвидации ОПО;
  • безопасные методы уничтожения и обоснованность их выбора;
  • меры, гарантирующие защиту населения;
  • решения по вывозу утилизируемых материалов с кратким описанием;
  • список действий по рекультивации и благоустройству земельного участка после ликвидационных процессов;
  • информация о согласовании с органами надзора решений по применению опасных методов в ходе ликвидации ОПО;
  • калькуляции (технические, экономические);
  • декларация ПБ (для ОПО, подлежащих декларированию);
  • аргументирование безопасности ОПО при недостаточности или необходимости отклонений от нормативов ПБ во время нейтрализации.

Специфические нормативы

Помимо базовых требований к процессам нейтрализации, существуют более подробные нормативы, соответствующие специфике ОПО. Например, создание ликвидационных проектов для ОПО - пользователей недр, регулируется разделом III постановления Госгортехнадзора РФ от 2 июня 1999 г. № 33.

ОПО с подъемными механизмами ликвидируются на основании положений эксплуатационного руководства ПС, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. № 533, а также ТР ТС 010/2011, предусматривающим демонтажные работы.

К ликвидации сетей газопотребления требования определяются правительственным постановлением от 29.10.2010 года № 870. Документом предусматривается оценка пожарных, аварийных и прочих негативных рисков с включением в проектную документацию списков превентивных мероприятий:

  • предупреждение загрязнения экосистемы;
  • дальнейшая переработка образовавшегося утильсырья;
  • восстановление земель, после уничтожения объекта;
  • исключение возможности повреждения капитальных сооружений, дислоцирующихся в зоне воздействия ликвидируемого ОПО;
  • недопущение активизации опасных геологических явлений (осыпи, сели).

Проект ликвидации газовой котельной, помимо ПЗ, может содержать ПЗУ, если требуется демонтаж не только внутреннего, но и наружного оборудования/капитальных сооружений, а также ПОД. Разделы ООС и СД подготавливаются по желанию заказчика. Декларация не требуется, поскольку газовые котельные не подлежат декларированию.

Наши специалисты обладают солидным опытом разработки проектов на ликвидацию ОПО в нефтехимической, нефтеперерабатывающей, угольной, металлургической и других отраслях промышленности.

Оставьте заявку на ликвидацию ОПО

Услуга, которая вас интересует
ФИО или организация
E-mail
Номер телефона*
Ваш комментарий
* отмеченые поля обязательны для заполнения

Благодарственные письма наших клиентов

Москва
Санкт-Петербург
Новосибирск
Казань
Ростов-на-Дону
Самара
Екатеринбург
Ставрополь
Тюмень
Владивосток
Нижний Новгород
Томск
Калининград
Симферополь