• Экскурсии

Оценка гудвилла предприятия

В условиях современной экономики резко увеличилась значимость интеллектуальной составляющей в формировании стоимости и конкурентных преимуществ бизнеса. Поэтому все более востребованными становятся нематериальные активы или гудвилл, необозримые по своей природе, но способные приносить дополнительную прибыль предприятию.

Что такое гудвилл предприятия?

Понятие гудвилл (goodwill) подразумевает нематериальные активы, такие как престиж, узнаваемость, безукоризненная репутация, разветвленные бизнес связи, патенты, франшизы и авторские права, принадлежащие предприятию. Это та сила, которая притягивает постоянных клиентов и приносит дополнительные преимущества. Все это получает новый владелец вместе с приобретаемой в собственность «старой» компанией.

Как правило, нематериальные активы подразделяют на несколько групп по признаку принадлежности:

  1. Индивидууму – личностные и профессиональные качества отдельного работника, его квалификация, практический опыт, одним словом человеческий капитал.
  2. Предприятию – успешный менеджмент, наличие постоянной клиентской базы, прочные связи с партнерами и поставщиками, выгодное географическое размещение.
  3. Предприятию, но переданные в пользование или в собственность другим субъектам (патенты, фирменные названия, логотипы и прочие товарные знаки).

В формировании гудвилла предприятия принимают участие нематериальные активы первых двух групп, которые не требуют амортизационных начислений и не отражаются в балансе. Гудвилл наиболее востребован в бизнесе, связанном с интеллектуальными ресурсами, поскольку именно они создают нематериальные вещи, приносящие предприятию материальные сверхприбыли. Его наличие позволяет продавцу компании запросить за нее цену, превышающую совокупность имеющихся материальных активов.

Проведение оценочных мероприятий ГУДВИЛЛ

Поскольку под гудвиллом чаще всего подразумевают разницу между балансовой и рыночной стоимостью бизнеса, его оценка становится наиболее востребованной в процессе объединения, слияния или купли-продажи компаний. Проведение оценочных мероприятий позволяет определить:

  • уровень узнаваемости и популярности бренда;
  • стабильность функционирования и наличие позитивной динамики в развитии компании;
  • численность партнеров;
  • качество предлагаемых товаров и услуг;
  • безопасность условий труда;
  • степень профессионализма руководителя с точки зрения персонала.

Согласно международным стандартам финотчетности (МФСО), гудвилл приобретенный в процессе слияния или объединения бизнеса – это плата материнской компании за предполагаемые экономические выгоды. В нашей стране стоимость гудвилла часто остается неучтенной по причине плохо развитого оценочного механизма.

Методы расчета

По сути, оценка гудвилла – это оценка нематериальных активов неотделимых от компании. Деловая репутация формируется под влиянием факторов из вышеприведенных первых двух групп. Она может быть внутренне присущей объекту как таковому или индивидуальной, которая может исчезнуть при смене владельца бизнеса.

В первом случае присутствие гудвилла хорошо иллюстрируют продажи известных брендов Bosch, Panasonic, Samsung, которые остаются стабильными при любых обстоятельствах. Во втором – примером может служить любое предприятие, находящееся в собственности широко известной «звезды». Гудвилл будет в наличии столько, сколько собственником бизнеса будет оставаться эта знаменитость.

Все это делает оценку стоимости деловой репутации крайне специфическим процессом с собственными методами расчета.

  1. Метод «большого котла» предполагает отдельную оценку материальных активов и гудвилла, стоимость которого равняется стоимости всех нематериальных активов, смешанных в одном «котле».
  2. Балансовый метод подразумевает вычисление разницы между стоимостью всего бизнеса и совокупностью его материальных и идентифицируемых нематериальных активов.
  3. Метод «избыточных прибылей» построен на сравнении прибылей компании, продающей небрендированную продукцию (услуги) со сверхприбылями, полученными под влиянием гудвилла.

Добиться максимально точной оценки деловой репутации позволяет применение расчетных методов, учитывающих конкретную ситуацию.

Документы необходимые для оценки

Для проведения оценочных мероприятий требуется сформировать комплект базовых документов:

  • учредительная документация;
  • информация о специфике деятельности компании;
  • финансовая отчетность за последние 3-5 лет;
  • результаты инвентаризации;
  • документация, связанная с кредитной деятельностью;
  • арендные договора (если есть в наличии);
  • заключение последнего аудита;
  • данные обо всех имеющихся структурных подразделениях;
  • сведения об активах;
  • 5-летний план развития.

Оценка гудвилла компании достаточно сложный процесс, поэтому набор документов стоит заранее уточнить у специалистов.

Читайте подробнее тут, если вам нужна оценка деловой репутации.


Отправить комментарий

Текст сообщения *
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений


* Настоящим даю согласие на рассылку