Экостандартам дали зеленый цвет


http://www.kommersant.ru/doc/3254383

Экостандартам дали зеленый цвет

В Ростове прошел Межрегиональный экологический форум



15 и 16 марта 2017 года в Ростове прошел Межрегиональный экологический форум «Зеленые стандарты — устойчивое развитие». Эксперты обсудили «зеленые стандарты» в строительстве крупных инфраструктурных объектов федерального значения и поделились идеями, как развивать экостроительство в Ростовской области.

«Зеленые стандарты» в каждый дом

Как считают эксперты форума, экологический кризис из-за перепотребления ресурсов заставляет мир думать о спасении окружающей среды. Это актуально и для сферы строительства. «Сейчас нам нужно говорить о новом строительстве — экологичном. „Зеленые“ здания экономичные — они потребляют меньше ресурсов и строятся быстрее»,— поделился Дмитрий Березуцкий, председатель совета ассоциации «GreenСтрой», член правления Совета по экологическому строительству, руководитель проекта «Легов-Дом» кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково».

Экологическими зданиями считают те, которые строятся по «зеленым стандартам». Как рассказал Рашид Исмаилов, руководитель рабочей группы «Экология и природопользование» экспертного совета при правительстве РФ и директор «Центра зеленых стандартов», сегодня «зеленые» стандарты — один из эффективных и недооцененных, особенно в бизнес-среде, механизмов, который помогает создавать и обеспечивать экологическую безопасность и ресурсосбережение.

Так как бизнес ориентируется на стоимость проекта и озабочен материальными выгодами, он не понимает пользы от экологического строительства. Часто «зеленое» строительство ошибочно связывают с озеленением территории вокруг здания. На самом деле «зеленые» здания мало чем отличаются от обычных зданий, кроме того, что они сертифицируются по глобальным системам рейтинговой оценки экологичности объекта. «„Зеленые стандарты“ — это не коммерциализация для застройщика и не дополнительная работа для подрядчика. Это, в первую очередь, саморазвивающаяся система, которая позволяет учитывать экологическую безопасность и улучшает строительные технологии»,— уверен Дмитрий Березуцкий.

Рейтинги экологичности

«Более 100 стран опираются на „зеленые стандарты“ при строительстве. Это добровольные системы, которые используют в качестве дополнительных условий при государственных контрактах»,— отметил Гай Имз, соучредитель Совета по экологическому строительству, председатель правления совета.

Существует около 45 национальных систем оценки строительства, но 80% зданий в мире сертифицируют по британской системе BREEAM и американской LEED. BREEAM (метод экологической оценки эффективности здания) создали 27 лет назад. Этот рейтинг стал первым в своем роде. Затем через восемь лет в Америке появился LEED (руководство по энергоэффективному и экологическому проектированию). Для обеих систем приоритетами при строительстве являются энергоэффективность здания и внимание к поддержанию здоровья жителей.

Третьей по популярности является система DGNB (немецкий совет по устойчивому строительству). В отличии от BREEAM и LEED у немецкой системы есть обязательное требование экономической эффективности. В ней оценивается стоимость жизненного цикла здания, соотношение трат на строительство и эксплуатацию объекта. Хотя DGNB появилась в 2009 году и считается молодой системой, по словам Андрея Бенужа, руководителя НОЦ «Зеленые стандарты» НИУ МГСУ, секретаря Технического комитета 366, система развивается за счет того, что немецкие власти сами рекомендуют ее при строительстве социально значимых объектов.

Спорт в борьбе за экологию

В России «зеленый стандарт» начинался со стандарта организации — СТО — в 2009 году, когда местом Олимпиады 2014 года объявили Сочи. ГК «Олимпстрой» и Минприроды разрабатывают свои «зеленые стандарты» для строительства олимпийских объектов. «Проходили обсуждения, чтобы сделать общий российский стандарт, но он так и не появился. В сентябре 2015 года Минстрой утвердил Технический комитет 366, который теперь занимается „зелеными“ технологиями. Принимаемые стандарты имеют федеральное значение, поэтому регионы могут использовать эти инструменты и у себя. Технический комитет 366 — это открытая структура, где каждый может участвовать в разработке „зеленых стандартов“»,— добавил господин Бенуж.

Так как с 2000 года олимпийское движение начинает поддерживать экологию, обязательным условием строительства олимпийских объектов становится их соответствие «зеленым стандартам». По словам Рашида Исмаилова, для Олимпиады в Сочи 2014 года по поручению Юрия Трутнева, бывшего министра природных ресурсов и экологии России, Центр экологической сертификации разработал систему добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты». «По ней мы сертифицировали около десяти объектов и затем перешли на стандарт РУСО (рейтинговая оценка устойчивости среды обитания), который является как бы следующей версией российского „зеленого стандарта“. Сейчас по РУСО сертифицируются два стадиона FIFA. По нашим же технологиям будут сертифицировать объекты Универсиады 2019 года»,— отметил господин Исмаилов.

Хотя объекты Чемпионата мира по футболу по требованию FIFA должны быть сертифицированы по «зеленым стандартам», застройщики не торопятся этим заниматься. «Застройщики считают, что сертификация им не нужна и ответственность за нее несет Министерство спорта или правительство РФ. Но к осени 2017 года придется пройти сертификацию всем объектам. Сейчас из 13 стадионов только пять проходят сертификацию, остальные даже не приступали к этому процессу»,— рассказал Рашид Исмаилов.

Госкомпании создают экотренды

Волну «зеленых стандартов» в строительстве после Олимпиады подхватила госкомпания «Российские автомобильные дороги». В 2015 года ГК «Автодор» впервые использовал «зеленые» технологии в строительстве и эксплуатации дорог. Этот инструмент помог реализовать проект строительства магистрали Москва—Санкт-Петербург. Сейчас «Автодор» строит все скоростные магистрали по своим «зеленым стандартам».

Как рассказал Юрий Рюмин, начальник отдела технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор», в 2017 году компания планирует строительство на трассе М-4 «Дон» пяти новых функциональных зон дорожного сервиса, которые соответствуют экологическим требованиям и «зеленым стандартам». Кроме того, в начале марта в Ростове прошла вторая межрегиональная конференция «Безопасные дороги». Там председатель правления госкомпании и губернатор области объявили, что в мае начнется работа по подготовке территории строительства в обход Аксая. Это поможет разгрузить ростовскую агломерацию.

Экология очень тесно связана с автомобильным транспортом, который, согласно исследованиям, лидирует среди источников загрязнения воздуха. Современные же дороги позволяют снижать ущерб, причиняемый окружающей среде транспортным потоком. Например, отсутствие светофоров и повышенный скоростной режим снижают вредные выбросы за счет сокращения времени преодоления расстояния и времени работы двигателя на переходных режимах, уменьшая расход топлива, что сказывается на потребление углеводородных топлив. Например, установка на платных участках звукоизоляционных ограждений позволяет уменьшить ущерб от транспортного шума, а тщательно продуманная инфраструктура позволяет бороться с травматизмом и смертностью диких животных на таких дорогах.

«Мы всегда с удовольствием откликаемся на предложения принять участие в мероприятиях, посвященных экологии, зеленым стандартам. Всегда рады презентовать интересные решения, накопленные в нашей госкомпании. В работу Форума в Ростове были вовлечены эксперты достаточно широкого спектра направлений зеленого строительства. Это и промышленно- гражданское, и жилое и дорожное строительство. Присутствуют и иностранные эксперты, что тоже немаловажно, потому что ориентиры в части зеленых стандартов изначально были заданы нашими западными партнерами, и сейчас к этим ориентирам мы тоже подходим. Впечатления от Форума положительные, хотелось бы, чтобы эта история была продолжена», - подытожил начальник отдела технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор» Юрий Рюмин.

«Зеленые» технологии в частном бизнесе

Хотя большинство частных компаний в России не торопятся использовать «зеленые стандарты», часть фирм применяют экологические технологии для развития и совершенствования своего производства. По мнению Анастасии Иванниковой, руководителя отдела инженерно-технологического проектирования органа по сертификации SERCONS, бизнес необходимо стимулировать, чтобы он начал внедрять экологические стандарты.

Инициатива на «зеленые стандарты» может идти от головного руководства корпорации, как в случае с заводом L’Oréal в Калужской области. Как рассказал Илья Завалеев, аккредитованный специалист LEED AP BD+C в Совете по экологическому строительству США и сертифицированный управляющий проектами Американского института управления проектами, завод L’Oréal ведет жесткую политику в сфере экологии и социальной ответственности.

«Все предприятия компании не должны иметь выбросов парникового газа. На сегодня L’Oréal достигла этой цели на всех предприятиях за исключением двух — в России и в Израиле. Чтобы достигнуть нулевых выбросов на заводе в Калужской области, компания ведет стратегию из пяти шагов. Завод стал энергоэффективным, 22% мощности сейчас обеспечиваются через солнечную электростанцию. За остальной мощностью компания обращается на рынок альтернативной энергетики. L’Oréal заключает контракты на поставку электроэнергии ветряных и солнечных электростанций на свой завод. Чтобы решить проблемы с обеспечением тепла, корпорация переходит на биотопливо. Отходы для переработки планируется брать у другого завода в области. Последнее решение связано с электричеством. Так как цена на электроэнергию меняется, как на бирже, мы решили при низкой стоимости на электричество включать производство на полную мощность, а при повышении цены сокращать темпы. Такое управление нагрузками позволит с первоначальных трат на электричество 11 млн руб. в год постепенно сокращать эту сумму и перейти на 5 млн руб. в год»,— прокомментировал Илья Завалеев.

В то же время бизнес использует экостандарты для повышения статуса фирмы и развития компании. Например, по словам Сергея Заборцева, инженера-эколога филиала компании «Балтика Ростов», внутри фирмы существует своя экологическая политика.

«Мы сертифицированы по международному „зеленому стандарту“, что накладывает на нас дополнительные обязательства сверх требований законодательства России. Смысл сертификации состоит не в том, чтобы просто получить документ, а в постоянном совершенствовании и компании, и продукта, который мы выпускаем. На заводе мы оборудовали специальную систему, которая снижает выбросы в атмосферу. Мы объясняем своим сотрудникам, почему важно заниматься раздельным сбором отходов. Сейчас устанавливаем новые фильтры для очистки воздуха, готовимся к реконструкции очистных сооружений. Без дополнительных требований самой компании к своему производству невозможно удерживать лидирующие позиции на рынке, развиваться и добиваться новых вершин»,— считает господин Заборцев.

«Сейчас „зеленые стандарты“ используют компании, которые имеют высокий уровень просвещения, причем как на уровне руководства фирмы, так и персонала и потребителя выпускаемого продукта,— дополняет Анастасия Иванникова.— Вы можете спросить, зачем покупателю знать о „зеленых стандартах“ и экологической сертификации. Здесь существует еще одна проблема. Дело в том, что одна компания может пройти добровольную сертификацию, официально подтвердить безопасность и экологичность своего продукта, а другая — без проверки добавить на упаковке товара приставку „эко“». Так недобросовестные производители пользуются низкой осведомленностью покупателей. Поэтому потребители тоже должны быть грамотными.

«Кроме того, по моему мнению, сейчас население должно научиться принимать осознанный выбор. Спрашивать себя, а готов ли я платить за то, что продукт будет экологически чистым. И не только в качестве синонима „натуральный“, а при условии, что при производстве затрачивается меньше энергии и получается меньше выбросов. И здесь каждый делает свой выбор»,— подытожила госпожа Иванникова.

Алина Савицкая, Ъ-Юг


Пресс-центр компании СЕРКОНС.

29.03.2017

Информационные партнеры

Журнал «Бурение и Нефть»    Машиностроительный портал МашПорт.ru    Электротехнический портал рынка России    i-Mash.ru - машиностроительный портал

Юлия Петрушенко
Руководитель PR-службы
8 (495)782-17-08 доб. 8077
8 (916)410-32-18
Татьяна Букина
Специалист по связям с общественностью
8 (495)782-17-08 доб. 8099
8 (916)872-71-80